Президент НСЭП Булатов: РФ играет важную роль в мировой продбезопасности
Дмитрий Булатов – член Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию агропромышленного комплекса, президент Национального союза экспортеров продовольствия.
– Какие направления деятельности Национального союза экспортеров продовольствия наиболее тесно связаны с целями в области устойчивого развития? Какие конкретные инициативы реализуются для их достижения?
– Для нас, как для представителей продовольственной сферы, наиболее важной целью представляется ликвидация голода. Но достижение этой задачи тесно связано с другими целями устойчивого развития. Это ликвидация нищеты, чистая вода, сохранение морских экосистем, доступная энергия, достойная работа и экономический рост.
Для ликвидации голода реализуется целый ряд инициатив как на национальном, так и на глобальном уровне. Наиболее авторитетной международной организацией в этой области является ФАО – Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН. В этом году она отметит 80-летний юбилей. Россия является участницей ФАО: вот уже 10 лет в Москве функционирует Отделение ФАО для связи с Российской Федерацией.
Национальный союз экспортеров продовольствия также вносит свой вклад в эту работу. Под эгидой ФАО нами был подготовлен обзор национальных программ и стратегий продвижения экспорта сельскохозяйственной продукции в 12 постсоветских странах. На основе проведенного исследования были разработаны предложения и рекомендации по развитию экспортного потенциала постсоветских стран.
– Как Вы оцениваете потенциал развития сотрудничества со странами БРИКС и АСЕАН в сфере торговли агропродукцией?
– В последние годы внимание к поставкам в эти страны значительно усилилось. Сейчас ведется активная работа в этом направлении. Но уже сейчас можно сказать определенно: потенциал этого сотрудничества весьма значительный.
– Какие возможности открывает сотрудничество в БРИКС для российских компаний-экспортеров? Есть ли конкретные примеры успешных проектов?
– Сейчас рассматривается вопрос о создании по инициативе российской стороны зерновой торговой платформы (Зерновой биржи БРИКС) и ее последующего развития. Однако потенциал взаимного сотрудничества в БРИКС этим не ограничивается.
В рамках Национального комитета по исследованию БРИКС необходимо создать Центр продовольственной дипломатии, который координировал бы подготовку и реализацию решений, связанных с развитием экспортно-импортных поставок продовольствия странами объединения.
В функции подобного Центра следует также включить вопросы обеспечения устойчивости международной торговли. Для этого необходимо силами экспертов БРИКС разработать Глобальный кодекс поведения на мировых продовольственных рынках для стран-участниц международной торговли.
Этот кодекс должен содержать основные принципы поведения, которые нацелены на устранение существующих препятствий в развитии международной сельскохозяйственной торговли и недопущение новых вызовов.
Таким образом, первоочередными целями Глобального кодекса должны быть стабилизация международной торговли продовольствием (причем не только между странами БРИКС) и облегчение доступа к продовольствию населения нуждающихся стран.
– Какие виды продукции российского АПК пользуются наибольшим спросом в странах БРИКС? Как Вы оцениваете потенциал для увеличения объемов экспорта в будущем?
– Что мы можем сегодня предложить как экспортная держава? Во-первых, продукцию нашего сельского хозяйства. Это прежде всего зерно (главным образом пшеница) и бобовые (нут, горох и прочие). Во-вторых, это продукция нашей пищевой промышленности. На первом месте здесь стоит растительное масло. Но есть хорошие перспективы поставок рыбных и мясных продуктов, кондитерских изделий, мороженого и многого другого.
С другой стороны, мы нуждаемся в закупках той продукции, которую мы сами в достаточных количествах производить не можем в силу климатических условий. Это чай, кофе, рис, специи, орехи, тропические фрукты, рыба южных морей, морепродукты и прочее.
Таким образом, сотрудничество со странами БРИКС и АСЕАН в продовольственной сфере представляется нам естественным и необходимым. Но для расширения этого взаимодействия требуется системная и последовательная работа.
– Что экспортерам необходимо учитывать при работе с БРИКС и АСЕАН?
– При продвижении своей продукции на новые рынки экспортеры должны учитывать местную специфику. К примеру, в отдельных штатах Индии вообще не производят и не употребляют мясо. Соответственно, продвигать эту продукцию в такие регионы не имеет смысла.
Но есть и другие примеры. Насколько нам известно, культура потребления рыбной продукции в Индии находится пока еще не на самом высоком уровне, но наши экспортеры оценивают перспективы поставок как вполне благоприятные. Разумеется, для развития в этом направлении нужно изучать каналы сбыта, проводить работу с потенциальными покупателями, формировать потенциальный спрос.
– Существуют ли инициативы или программы поддержки экспорта в странах БРИКС, аналогичные российским мерам поддержки?
– Конечно же, такие программы существуют, но есть и отличия. В политике регулирования экспорта страны БРИКС крайне осторожно используют ограничительные меры. У нас же запреты и ограничения экспорта используются достаточно активно.
Только в прошлом году были приняты запреты на экспорт риса, сахара и семян рапса. Продлено до 2026 года действие пошлин на экспорт подсолнечного масла, сои и шрота. Сохраняются плавающие экспортные пошлины на пшеницу, кукурузу и ячмень (со 2 июня 2021 года в России введен механизм зернового демпфера).
Ограничительные меры принимаются для того, чтобы не оголять внутренний рынок в периоды, когда мировые цены значительно превышают внутренние. Очевидно, и нам следует заменять ограничительные меры стимулирующими. Если в периоды высоких мировых цен предоставить отечественным переработчикам субсидии, они смогут закупать продукцию у наших сельхозпроизводителей по ценам, сравнимым с мировыми. А это позволит сохранять баланс на внутреннем рынке и не допускать нежелательного оттока продукции за рубеж.
– Каким образом международные выставки способствуют наращиванию экспорта российской продукции АПК?
– Без участия в выставках успешная экспортная деятельность попросту немыслима. Национальный союз экспортеров продовольствия организует поездки российских компаний на зарубежные выставки в качестве экспонентов.
В январе этого года в Нью-Дели проходила выставка, где впервые были представлены российские поставщики. Сейчас мы работаем над организацией российского участия в выставке АСЕАН в Таиланде.
Это будет выставка торговых автоматов и тех продуктов и напитков, которые через эти автоматы продаются: чай, кофе, безалкогольные напитки, молочные продукты, снеки, сладости, орехи, мучные и кондитерские изделия, готовая еда и другие продукты.
Кроме того, мы организуем поездки на зарубежные выставки представителей российских предприятий, которые импортируют сырье и ингредиенты для производства готовой продукции (чай для купажа, орехи для кондитерской промышленности, специи для многих отраслей и прочее). Ведь сейчас оптимизация импорта – задача не менее важная, чем наращивание экспорта.
– Как цифровизация и новые цифровые платформы помогают экспортерам?
– В России существует специальная платформа, которая способствует росту числа экспортеров и объемов экспорта. Платформа предоставляет услуги, которые оказывает Российский экспортный центр (РЭЦ). На данный момент на платформе зарегистрировано более 12 тысяч компаний.
Если до недавнего времени экспортеру для получения господдержки и разрешительных документов нужно было обращаться в десятки госучреждений и готовить огромное количество бумажных документов, то сегодня достаточно просто зарегистрироваться на этой цифровой платформе.
– Как Вы оцениваете роль России в обеспечении глобальной продовольственной безопасности, особенно в контексте растущего населения и климатических изменений?
– Мировой экспорт продовольствия – это 1,5 трлн долларов США (примерно 122,19 трлн рублей. – Ред.) в год. Наши поставки – это 40 с лишним млрд долларов США (около 3,26 трлн рублей. – Ред.). В мировом масштабе это 4 процента от всех поставок.
Эксперты выделяют пять групп приоритетных товаров. Это зерно, мясо, молочные продукты, растительное масло и сахар. Положение на рынках этих товаров и определяет стабильность мировой продовольственной ситуации.
Россия в настоящее время является одним из ведущих мировых поставщиков зерна и занимает первое место в мире по поставкам пшеницы. Таким образом, именно Россия оказывает наиболее важное влияние на мировую продовольственную безопасность. Именно от российских поставок зависит положение населения многих нуждающихся стран.
При этом следует учитывать, что производственный и экспортный потенциал России далеко не исчерпан. А значит, роль нашей страны в решении важнейшей глобальной проблемы – продовольственной – будет и далее усиливаться.
Фото: iStock