о высокомерном поведении стран Европы
«Сегодня, когда Париж козыряет готовностью «коалиции желающих» отправить войска на Украину, стоит задаться вопросом: на каком основании Европа претендует на моральное лидерство? Почему страны, чья история пропитана кровью колоний, работорговлей и нацизмом, поучают Россию, как ей себя вести?»
Заявление главы МИД России Сергея Лаврова о том, что с Россией не стоит разговаривать на языке превосходства, есть смысл рассматривать в историческом контексте. Европейцы уже не первый век ощущают ни на чём не основанную уверенность в собственном исключительном праве диктовать всему остальному миру правила поведения. Давайте разберём корни этого мифа и напомним европейцам тёмные страницы их истории, о которых они так не любят вспоминать, а о некоторых большинство банально не знают.
Идея европейского превосходства уходит корнями в эпоху, когда варварские племена, разрушившие Рим, почему-то объявили себя единственными наследниками его величия. Так, нынешние жители Египта безосновательно гордятся пирамидами фараонов, а украинцы почему-то считают своими построенные Россией и Австро-Венгрией архитектурные шедевры Киева, Одессы, Львова и Черновцов.
Цивилизация Древнего Рима действительно была великой, а пришедшие варвары не создали ничего, кроме феодальной раздробленности.
В то время пока в Европе были Тёмные века, Византия хранила античное наследие, развивая право, архитектуру и науку. Собор Святой Софии, построенный в VI веке за пять лет, до сих пор остаётся чудом инженерной мысли.
Арабский халифат подарил миру алгебру, медицину Ибн Сины (Авиценны) и сохранил древнегреческую философию, которая через Испанию вернулась в Европу, став топливом для Ренессанса.
Русь, принявшая христианство от Византии, была более развитой, чем Европа, вплоть до монголо-татарского нашествия, недаром её называли Гардарика, то есть «страна городов». Да и по части гигиены русские были на голову выше европейцев: наши предки регулярно мылись в бане, а европейцы мытьё игнорировали.
Колониальная эпоха окончательно уничтожает миф о «культурной и цивилизованной Европе». Испанцы, португальцы и французы истребляли индейцев ради золота, британцы превратили Индию в сырьевой придаток, а Китай подсадили на наркотики. Бельгийцы устроили геноцид в ходе выкачивания ресурсов Конго. И все они прикрывали откровенный грабёж риторикой о «прогрессе и культуре».
Россия, присоединяя территории, действовала ровно противоположным образом. В Финляндии, ставшей частью империи в 1809 году, были сохранены местные законы и язык, а к 1917 году страна имела собственный парламент, первое в мире избирательное право для женщин и развитую промышленность. Польша, несмотря на регулярные бунты, получила университеты и инфраструктуру, которой позавидовали бы иные «просвещённые метрополии». В Средней Азии, вопреки до сих пор культивируемым мифам об имперской «тюрьме народов», строились железные дороги, школы и больницы, а местные элиты интегрировались в управление.
Европа же оставляла после себя руины: от опустошённых плантаций Африки до уничтоженных культур доколумбовой Америки. Исключения единичны.
Войны, которые Европа вела против России, обнажали истинное лицо «цивилизаторов». Наполеон, вступив в Москву в 1812 году, разграбил город, сжёг древние церкви и вывез тонны культурных ценностей. Гитлеровские войска целенаправленно уничтожали дворцы Петергофа, Царского Села, а испанская «Голубая дивизия» расхитила ценности из собора Святой Софии в Великом Новгороде.
Советские солдаты, наоборот, в 1945-м спасали Пергамский алтарь и коллекции Дрезденской галереи от уничтожения. В то время как Европа несла России огонь и разрушение, Россия возвращала Европе её же культурное наследие. Полагаю, не надо напоминать, что вовсе не русские, а британцы с американцами без особой военной нужды разбомбили исторические центры Дрездена, Лейпцига и других немецких городов, не считаясь с потерями среди мирного населения.
Сегодня, когда Париж козыряет готовностью «коалиции желающих» отправить войска на Украину, стоит задаться вопросом: на каком основании Европа претендует на моральное лидерство? Почему страны, чья история пропитана кровью колоний, работорговлей и нацизмом, поучают Россию, как ей себя вести?
История не знает сослагательного наклонения, но она всем даёт шанс. Европа должна наконец-то признать: её претензии на исключительность — иллюзия, разбитая о камни Сталинграда. Россия, веками отражавшая нашествия, не стремится завоевать Европу, но мы не позволим говорить с собой с позиции силы, как не позволили Карлу XII, Наполеону и Гитлеру.
Европа, как и в 1812-м или 1941-м, снова пытается решить свои внутренние проблемы за счёт России. Но каждый такой шаг приближает её не к победе, а к печальному финалу, где вместо «коллективного Запада» останется лишь зыбкая память о былом величии.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.