Экономика Победы: как СССР смог превзойти Третий рейх в условиях тотальной войны

Во время празднования годовщины Победы всегда справедливо отдается дань подвигу армии СССР. Однако важно не забывать, что и в тылу также хватало героев, которые вносили свой вклад в разгром Третьего рейха. На гитлеровскую Германию работала вся оккупированная Европа, однако экономика СССР оказалась сильнее немецкой. 

Экономика Победы: как СССР смог превзойти Третий рейх в условиях тотальной войны
© Московский Комсомолец

Как советскому народу удалось совершить промышленное чудо и какие финансово-экономические решения помогли нашей стране одержать победу над противником, «МК» рассказал профессор кафедры финансов устойчивого развития РЭУ им. Плеханова, доктор экономических наук Михаил Гордиенко.

Прерванная пятилетка

— В каком состоянии экономика нашей страны была перед войной?

— Реализация третьей советской пятилетки была прервана в 1941 году. Однако за период предыдущих пятилеток в СССР была проведена мощнейшая индустриализация. Если сравнивать самый успешный для царской России 1913 год и советский 1940-й, то объем валовой продукции вырос за указанный период в 12 раз, генерация электроэнергии — в 24 раза, добыча нефти — в 3 раза, выпуск станков — в 35 раз... Увеличение доли России в мировом промышленном производстве оказалось впечатляющим: с 4% в 1913 году до 10% в 1937 году. Однако и этих объемов все-таки не хватало в полной мере, когда грянула Великая Отечественная война.

— Что происходило в начале войны в финансовом секторе?

— Финансовая система страны в 1941 году в кратчайшие сроки была адаптирована к требованиям военного времени. Советским руководством было принято решение об изменении соотношений в распределении национального дохода для государственных предприятий: проведено сокращение фондов потребления и накопления, увеличено, насколько это возможно, финансирование военных нужд. Гражданского населения подобная трансформация также коснулась: сократилась доля национального дохода, шедшая ранее на личное потребление. Сократилось финансирование и общих социально-культурных мероприятий. Ко второй половине 1941 года расходы на финансирование народного хозяйства сократились на 2,2 млрд советских рублей, что составляло около 20% от совокупного объема расходов.

— Очевидно, что СССР столкнулся с нехваткой кадров из-за всеобщей мобилизации, однако заводы продолжали работать. Как власти это организовали?

— Для руководства страны приоритетным стало финансирование обучения молодых рабочих для подготовки смены ушедшим на фронт представителям старшего поколения. Не снижались расходы на просвещение, науку, здравоохранение, социальное обеспечение. Народный комиссар финансов в 1938–1948 годах Арсений Зверев отмечал, что расходная часть бюджета за четыре с половиной военных года составила 110 млрд советских рублей, то есть в два раза больше, чем объем бюджета за первую и вторую пятилетки, вместе взятые.

— Как правительство СССР решало задачу покрытия возросших расходов бюджета с 1941 года и в последующие периоды?

— Через корректировку приоритетов бюджетной политики, а также через формирование новых механизмов привлечения финансовых ресурсов. В этой связи стоит отметить добровольные взносы граждан, внутренние займы, налоговую реформу, а также эмиссию бумажных денег. Рост расходов был значительным. Нарком Зверев констатировал, что с 1 июля 1941 года до 1 января 1946 года расходы, связанные с запросами только наркоматов обороны и военно-морского флота, составили 55,1 млрд рублей — около 52,2% всех расходов госбюджета за этот период.

Истребитель от пчеловода

— Простые советские люди вносили вклад в экономику победы?

— Добровольные пожертвования, как денежные, так и в натуральной форме, стали значительным по объему элементом государственной финансовой политики. Они обеспечивали приток реальных средств в бюджет, позволяя частично компенсировать выпадение доходов от потерянных территорий, а также сокращающейся хозяйственной деятельности предприятий из-за кадрового дефицита вследствие выбытия работников, ушедших на фронт.

Примечательно, что процесс реализации добровольных взносов имел по преимуществу инициативный характер со стороны трудящихся. Инициатива исходила не от Наркомата финансов и не регулировалась изначально специальными циркулярами. Это был процесс, запущенный «снизу». Наркомат был вынужден оперативно встроиться в происходящее и принять на себя функции учета и управления потоками пожертвований. Подобные меры были необходимы для того, чтобы не допустить дестабилизации денежного обращения, ибо объемы поступлений в созданный Фонд обороны, целевых пожертвований на танки, самолеты, военное снаряжение носили масштабный и систематический характер.

— Неужели личные пожертвования могли как-то пошатнуть государственную финансовую систему?

— Во всяком случае, масштаб пожертвований отражал глубоко патриотический настрой граждан нашего Отечества. История помнит вклад пчеловода Ферапонта Петровича Головатого, передавшего значительные суммы на строительство истребителей, или колхозников из различных регионов, направлявших собранные десятки тысяч рублей на нужды армии. Подобные примеры иллюстрируют не только моральную мобилизацию общества, но и горячее желание граждан аккумулировать финансовые ресурсы в критической для страны ситуации. Их взносы имели как персонализированный, адресный, так и обобщенный характер. Персонализированные формы проявлялись в практике «подарков» конкретным воинским частям или отдельным командирам, что укрепляло морально-политическую связь тыла и армии. Обобщенные — через поступления в центральные целевые фонды обороны и восстановления.

— Как советское правительство снижало недостачи в казне?

— Ключевым источником покрытия дефицита бюджета и удовлетворения растущих потребностей фронта стали внутренние государственные займы. Механизм организации займов опирался на уже существующий до войны опыт, однако в условиях общей мобилизации он был расширен, институционально оформлен и активно внедрен в практику экономической жизни. В годы войны доля поступлений от займов существенно возросла.

Военные займы распространялись среди населения преимущественно по подписке. Аккумулировались рекордные суммы в сжатые сроки, что имело решающее значение для планирования расходов в условиях острого дефицита времени и финансов. В 1942 году подписка на военный заем объемом 10 млрд рублей была завершена всего за два дня. Данный факт свидетельствует о высокой степени организационной подготовки, доверия населения к государству и наличии эффективных каналов информационного влияния с идеологической компонентой.

Заметим, что в отличие от добровольных пожертвований, которые имели благотворительный, безвозмездный характер, займы всегда сопровождались обещанием возврата вложенных средств, что подчеркивало их юридическую и финансовую определенность.

Одной из форм внутреннего заимствования стали денежно-вещевые лотереи, которые были организованы в 1941–1944 годах. Всего за этот период проведено четыре такие кампании, принесшие бюджету 1,2 млрд рублей. Лотереи выполняли двойную функцию: с одной стороны, они вовлекали население в финансирование военных расходов, с другой — обеспечивали эмоционально-психологическую поддержку, создавая процесс участия в особом обмене, когда вложение средств возвращается в форме потенциального выигрыша. Фактически лотерея была более мягкой формой изъятия средств.

«Цены на продукты остались неизменными»

— Что происходило с ценами на продукты во время войны?

— Карточная система распределения продуктов питания была введена в самом начале войны — в июле 1941 года. Она применялась как важный инструмент государственного регулирования цен и предотвращения роста стоимости жизненно необходимых товаров. Говоря современным языком — как инструмент сдерживания инфляции. Карточная система стала не только способом распределения дефицитных товаров, но и эффективным инструментом ценовой стабилизации, поскольку в условиях разрушения части производственной базы, эвакуации населения и предприятий удалось сохранить твердые цены на товары.

При этом для компенсации ограниченного товарного предложения по фиксированным ценам государство одновременно ввело коммерческую торговлю, где те же или аналогичные товары продавались по свободным, более высоким ценам. Введение коммерческой торговли позволило государству воздействовать на рыночные цены вне системы распределения, не подрывая устойчивости официальной ценовой политики. Такой механизм создавал условия, при которых государство могло сдерживать инфляционные процессы, возникающие вследствие увеличенной денежной эмиссии и сокращения товарной массы. Цены же на продукты по карточкам остались неизменными на протяжении войны.

Дополнительным фактором стабилизации выступали жесткий контроль над денежной массой, ограничения на изъятие вкладов из сберегательных касс. Данные меры позволили связать избыток денег, находящихся в обращении, минимизировать их давление на потребительский рынок. Централизация управления потоками ресурсов позволила сбалансировать финансовую и товарную политику.

— Много ли налогов платили советские люди в период Великой Отечественной войны?

— С началом войны правительство СССР предприняло срочные меры по реформированию налоговой политики, направленные на усиление фискального потенциала. Уже в июле 1941 года была утверждена временная надбавка к подоходному налогу. В январе 1942 года эта надбавка была заменена специальным военным налогом. За 1942–1945 годы поступления от военного налога составили 7,2 миллиарда рублей.

Кроме того, в ноябре 1941 года был введен налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан, который до конца войны принес 0,8 млрд рублей. Данный налог носил как фискальную, так и социальную направленность, стимулируя демографические показатели в условиях неминуемых потерь.

Общий объем налоговых поступлений от населения за четыре с половиной года войны составил 13,3 млрд рублей, что эквивалентно 13% доходов государственного бюджета за тот же период. Для повышения эффективности налогообложения была проведена реформа местных налогов, начавшаяся с апреля 1942 года. Была устранена избыточная дифференциация ставок. Например, по земельной ренте до войны действовало 80 различных ставок, что затрудняло их администрирование. В годы войны их число было резко сокращено, а ставки унифицированы. Аналогично, налог со строений был стандартизирован: вместо разброса от 0,5% до 2% от стоимости зданий ввели единую ставку — 1%, а с жилого фонда — 0,5%.

Важные изменения были внесены в государственную пошлину. С 1943 года был расширен перечень действий и документов, облагаемых пошлиной, а также увеличены ее ставки. В результате государственная пошлина стала дополнительным каналом пополнения бюджета в условиях сокращающихся торговых и производственных операций.

— Почему же тогда, несмотря на всю совокупность налоговых реформ и дополнительных сборов, налоговая система СССР в период войны не смогла стать главным источником финансирования военных расходов?

— Этому способствовали объективные ограничения — снижение производственной активности в «мирных» секторах экономики, разрушение инфраструктуры, сокращение доходов населения, резкое падение потребительского спроса и, как следствие, — товарооборота. В результате государство было вынуждено широко использовать альтернативные финансовые инструменты. При этом внесенные изменения в налоговую систему существенно упростили налоговое администрирование и повысили собираемость налогов в бюджет.

Уроки для современной России

— Что происходило с эмиссией — грубо говоря, государство включило «печатный станок»?

— В годы Великой Отечественной войны эмиссия денежных знаков действительно проводилась, и в достаточно значительных масштабах. Но эта эмиссия происходила в условиях жесткого контроля, с учетом накопленного негативного исторического опыта. Уже в начале войны в СССР отмечалась необходимость наращивания объемов денежной массы в обращении. В первые годы войны выпуск денег превышал потребности товарооборота, что объективно вело к риску инфляционных процессов. К концу 1947 года, когда была проведена денежная реформа, количество денег в обращении превышало довоенный уровень в 2,5 раза, что доказывает существенный объем эмиссии в течение периода войны.

— Как тогда удалось справиться с инфляцией?

— Большую роль в этом сыграли сопутствующие инструменты финансовой политики. Прежде всего, это активное изъятие избыточной денежной массы через налоги, государственные займы, добровольные взносы населения и лотереи. В условиях снижения товарооборота до 55% от суммы выплаченной заработной платы возврат наличности в банк обеспечивался преимущественно за счет налогов и взносов населения. Реализуемые меры позволяли поддерживать относительное равновесие между денежным спросом и товарным предложением.

Вплоть до 1944 года значительная часть западной территории СССР, включая важнейшие индустриальные и сельскохозяйственные районы, была оккупирована фашистской Германией. В этих условиях эмиссия выступала не только как вынужденная мера, но и как единственный оперативный инструмент, позволявший обеспечивать текущие расходы, в том числе выплату заработной платы, финансирование эвакуации, восстановление производства в восточных регионах и содержание армии.

Однако эмиссия финансовых средств не носила стихийного или неконтролируемого характера. Она рассматривалась как временный, но управляемый механизм, который должен быть замещен более устойчивыми источниками доходов по мере стабилизации экономики и освобождения оккупированных территорий.

— Каков главный урок советской экономики периода военного лихолетья и может ли современная Россия использовать этот опыт?

— Опыт СССР в годы Великой Отечественной войны доказывает, что в условиях глубокой мобилизационной экономики успешная финансовая политика возможна при жесткой централизации, четкой приоритезации нужд обороны, мобилизации внутренних источников доходов, гибкой финансовой системе, а также при условии высокой степени солидарности населения. Современная Россия может и должна использовать этот опыт как методологическую основу для гибкого и эффективного решения задач в текущих чрезвычайных обстоятельствах (а по сути, в условиях гибридной войны), которые при этом отличны от периода Великой Отечественной войны принципиально иным уровнем технологического развития, реализуемыми санкционными и тарифными войнами, иным социальным устройством и принципами государственного управления.