🚚 Иллюзия роста: автоперевозки теряют рентабельность в 2025 году

🚚 Иллюзия роста: автоперевозки теряют рентабельность в 2025 году

🚚 Иллюзия роста: автоперевозки теряют рентабельность в 2025 году
© Logistics News

Рынок внутренней логистики переживает переоценку. Ставки падают, спрос сжимается, перевозчики работают в убыток.

📉 Иллюзия вместо динамики: что на самом деле происходило?

В течение последних лет участники рынка автомобильных грузоперевозок наблюдали бурный рост операций и числа маршрутов. Однако, как показали события первого квартала 2025 года, этот рост не имел под собой устойчивой экономической основы.

🔍 По словам Артема Васканяна, замдиректора по логистике NC Logistic, это был логистический пузырь — видимая активность без реального увеличения добавленной стоимости:

«Общие объемы перевозимых грузов оставались прежними, увеличивалось лишь количество доставок. Это связано с экспансией маркетплейсов и их политикой „удобных возвратов“», — объясняет эксперт.

📦 В результате — экспоненциальный рост логистических операций, но без эквивалентного роста грузооборота. Перевозчики, поверив в «вечный подъем», массово закупали технику — часто в лизинг и на высоких ставках.

📉 Статистика: как упал рынок в I квартале 2025 года

По данным биржи ATI.SU, объём внутренних автоперевозок за первые три месяца 2025 года сократился на 1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а по сравнению с концом 2024 года — на 14%.Средняя ставка на перевозку снизилась на 12,1% за год,

📉 Индекс ставок по всем направлениям и типам прицепов упал почти на 10% (по данным платформы «Монополия»), при этом в марте наблюдался лишь временный рост, не закрепившийся в апреле.

💸 Лизинговая ловушка: техника есть, заказов нет

🔻 В условиях падения спроса компании вынуждены эксплуатировать транспорт ниже себестоимости, чтобы избежать простоя. По оценке Васканяна, до 30% техники в парках не используется, а свободные водители на рынке — уже норма.

🚛 Лизинговые платежи достигают 600 тыс. руб. в месяц за один тягач, что приводит к финансовым потерям даже при активной загрузке.

«Чтобы компенсировать платежи, компании начали сдавать технику в аренду. Это — симптом не роста, а выживания», — подчёркивает Васканян.

🤯 Ошибки стратегии и массовые закупки китайской техники

По словам Святослава Вильде, основателя ATI.SU, перевозчики, вдохновленные ростом тарифов в 2023–2024 годах, массово инвестировали в китайские грузовики, ожидая продолжения подъема. Но спрос так и не последовал.

📉 В результате — дисбаланс между предложением и реальным спросом, приводящий к избытку транспорта на рынке и падению цен. В реальном выражении, с учётом инфляции, доходы перевозчиков упали на 25%.

🌍 Международка спасает? Не совсем

Да, международные перевозки растут — по данным ATI.SU, заявки на доставку в Россию увеличились на 35%, а из России — на 72%. Но:

💵 Цены не выросли, и в ряде направлений — особенно в сообщении с Китаем — тарифы опустились ниже себестоимости.🚧 Причина — массовый заход новых перевозчиков, в том числе ранее ориентированных только на внутренний рынок.

🔮 Перспективы: восстановление не скоро

🧱 Как отмечает директор СЛК Алексей Захудалин, рынок всё ещё переполнен. Запасы товаров с 2024 года заполнили склады, и нового спроса пока нет.Ожидается, что восстановление займёт 3–4 месяца, а рост ставок в мае возможен только на отдельных маршрутах, например, из Китая.

📌 Выводы:

🚚 Рост последних лет оказался мнимым, а перевозчики — жертвами собственной логистической эйфории.💸 Закупка техники в лизинг без расчёта рисков — главный фактор убытков 2025 года.📉 Внутренний рынок падает, международный — перегрет конкурентами.🧩 Будущее рынка — за структурной перестройкой и реализмом в планировании.

🔗 Источники:

Коммерсант: «Фуры растрясли прибыль» (15.04.2025)ATI.SU: «Рост был кажущимся» (15.04.2025)

🔖 #NC_Logistic #ATI_SU #Автоперевозки #Грузоперевозки #Аналитика #Ставки #Водители #Кризис #Маркетплейсы #Китай #Лизинг #Транспорт