Трамп своими выходками бросает рынки то в жар, то в холод. Комментарий Георгия Бовта
ЕС замораживает действие ответных пошлин против США на 90 дней, заявила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Днем ранее Дональд Трамп заморозил вступление повышенных пошлин для всех стран, которые не ввели ответные тарифы, однако десятипроцентные для них остались. А для Китая пошлины только растут. Участники рынка уже гадают, Дональд Трамп — сумасброд или просто торгует на инсайде.
Европейские рынки встретили заявление главы Еврокомиссии заметным подъемом. А вот американские рынки, накануне приветствовавшие решение Трампа о трехмесячном «тарифном перемирии» истерично восторженным ралли, вечером 10 апреля уже открылись заметным падением. Трамп усугубил и повысил тарифы для Китая уже до 145%, хотя накануне говорил, что больше повышать не будет. Инвесторы же любят определенность и предсказуемость. А тут в воздухе повис вопрос: «У Трампа это такая экстравагантная манера вести переговоры или он просто старый сумасброд, который не знает, что ему стукнет в голову завтра?» Ответ на него для многих неочевиден. Даже для тех, кто в целом согласен с общим направлением политики администрации США. Но не такими методами.
Трамп и сам это отчасти признал, заявив, что он, про которого писали, что он категорически отверг апелляцию Илона Маска пересмотреть решение о тарифах днем ранее, теперь решил взять паузу потому, дескать, что рынки слишком испугались. И, дескать, «надо быть гибким».
Пресс-секретарь Белого дома Кэролайн Левитт, руководствуясь поистине универсальным рецептом, вообще обвинила в обвале мировых рынков прессу, которая не оценила гений руководителя и подняла истерику. Хотя тут есть доля правды. Всем экономистам известно, что повышение тарифов никогда не трансформируется в аналогичное повышение цен, иногда и вообще не трансформируется. Тогда как все СМИ полны страшилок о том, как новые тарифы взвинтят цены на десятки процентов, а то и в разы.
Есть версия, что Трамп совершил разворот на 180 градусов вовсе не из жалости к простым американцам и их накоплениям в пенсионных фондах, а по другой причине. Обычно во время падения на рынках и прочих «штормов» инвесторы всего мира ищут «безопасную гавань» в долларе, который обычно в таких ситуациях укрепляется к другим валютам, и американских долговых бумагах, так называемых treasures. На сей раз доллар ослаб к корзине валют, а treasures стали распродавать. Китай продал их не менее чем на 50 млрд, говорят, еще активнее продавала Япония. У Китая treasures было на 760 млрд долларов. Он второй после Японии их держатель. Возможно, уже третий, пропустив вперед Британию. В таких ситуациях рулит уже не столько экономика, сколько политика.
Повышенный спрос на казначейские бумаги США повышает цену облигаций, что снижает их доходность, то есть процентную ставку по долгу. Более низкая доходность снижает расходы правительства США по обслуживанию долга. Видимо, это и было главной целью «специальной тарифной операции Трампа» — снизить расходы на обслуживание госдолга. Темпы его роста ускорились. Он уже превышает 36 трлн долларов. Это 123% ВВП. Обслуживание госдолга США по состоянию на февраль оценивалось в 478 млрд долларов в год, то есть 16% от федеральных расходов. Для сравнения: обслуживание российского госдолга (он составляет 14% ВВП) обходилось в 2024 году в чуть менее 3% бюджетных трат.
В этом году правительству США нужно рефинансировать часть долга на 9,2 трлн долларов. Эти treasures кто-то ведь должен купить. И вот теперь из-за угрозы распродаж американских гособлигаций Трамп и его министр финансов Бессент были вынуждены прибегнуть к «плану Б», если он у них вообще был заранее. Доходность тридцатилетних treasures в момент паники на рынке достигла аж 4,92%, это самый большой трехдневный скачок с 1982 года. И означает это рост расходов по обслуживанию, а не их снижение. Причем эта тенденция по цепочке заражает всю финансовую систему Запада.
Теперь весь мир следит за разворачивающимся противостоянием США и Китая. Пекин не только не хочет отступать, но и призывает другие страны «объединиться против тирании Трампа», как сказано в заявлении Минторга КНР.
В Америке даже в рядах республиканцев все больше сомнений во вменяемости такой политики. Зато среди твердых сторонников Трампа царит эйфория. Как провозгласил у себя в подкасте с 3 млн подписчиков известный протрамповский инфлюенсер Бенни Джонсон, на обрушение рынков надо смотреть оптимистично: «Потеря денег ничего вам не стоит. Зато это закаляет характер». «Настал славный момент — быть американцем», — радуется он же в ходе очередного стрима. «Столько людей просто стали неприлично богатыми. Но теперь президент Трамп — абсолютный хозяин». Для эпохи, когда политика и экономика подменяются религией или сектантством во главе с непререкаемым гуру, лучше и не скажешь.
Тем временем сенатор-демократ от Калифорнии Адам Шифф призвал конгресс провести расследование на тему того, не замешан ли Трамп со своими выходками, бросающими рынки то в жар, то в холод, в инсайдерской торговле. Он действительно за несколько минут до оглашения решения о трехмесячной паузе в тарифной войне, после чего индекс S&P 500 взлетел аж на 9%, написал в своей соцсети: «Настало отличное время покупать!» Что совсем не говорит о нем как о сумасброде, который не понимает, что творит.