Экономисты оценили потери бюджета России от пошлин Трампа в триллион рублей
Федеральный бюджет России в 2025 году может недополучить порядка 1 трлн рублей доходов из-за снижения спроса на нефть и другое сырье в ходе торговой войны США и пошлин президента Дональда Трампа. Эта сумма составляет около 2,5% от плановых доходов казны и может быть покрыта за счет удвоения дефицита, поэтому рисков дестабилизации федерального баланса нет, рассказали "Российской газете" эксперты.
План по расходам федерального бюджета РФ на 2025 год составляет 41,47 трлн рублей, по доходам - 40,29 трлн рублей (из них нефтегазовые - 10,93 трлн и остальные - 29,36 трлн), а дефицит - 1,17 трлн рублей (0,5% от ВВП). Эти параметры заложены, исходя из экспортной цены на российскую нефть 69,7 долларов за баррель и среднегодового курса доллара в 96,5 рубля.
В последние дни на фоне раскручивания торговой войны цены на российскую нефть Urals в моменте падали до 50 долларов за баррель, при этом рубль оказался неожиданно крепким и днем 11 апреля торгуется около уровня в 84 рубля. Плановые доходы от нефти и газа в бюджете на текущий год - это 10,9 трлн рублей, но в Минфине уже отметили "риски их снижения вследствие ослабления ценовой конъюнктуры".
"По оценке Минфина РФ, в I квартале 2025 года нефтегазовые доходы России сократились на 9,8% на фоне снижение цены нефти, крепкого рубля и сокращение экспорта газа по сравнению с I кварталом 2024 года. В целом по году при ценах на нефть, как в начале апреля, это приведет к снижению доходов против плана на 15-20% и потере порядка 1,7-2 трлн рублей против плана в 10,9 трлн рублей", - заявил "РГ" главный экономист Bloomberg Economics по России Александр Исаков.
Кроме того, по расчетам эксперта, расходы бюджета вырастут примерно на 0,2 трлн рублей за счет дополнительных трат на обслуживания долга. С другой стороны, казна получит сверхплановые ненефтегазовые доходы, не связанные с продажей углеводородов. По данным Минфина, в I квартале 2025 года ненефтегазовые доходы уже увеличились на 10,6% и составили 6,4 трлн рублей, превысив плановый уровень на эту часть года. "В итоге по году общий дефицит бюджета, скорее всего, сложится в районе 2,5 трлн рублей, или 1,3% от ВВП против плана в 0,5%", - подсчитал Александр Исаков.
Расчеты Bloomberg выглядят правдоподобно, заявили "Российской газете" в Президентской академии (РАНХиГС) и РЭУ им. Г. В. Плеханова. "Если с нефтегазовыми доходами и курсом рубля в оставшиеся три квартала 2025 года сохранится такая же картина, как в первом квартале, то бюджет может недосчитаться до 1,3 трлн руб. В базовом сценарии сегодня я бы тоже рассматривал более долгий период высокой ключевой ставки с увеличением затрат на обслуживание госдолга", - подтвердил научный сотрудник РАНХиГС Владимир Еремкин.
"Прогноз расходов бюджета выше 42 трлн рублей и увеличение дефицита с 0,5% до 1,3% ВВП соответствует текущим тенденциям формирования бюджета, ориентированного на поддержку импортозамещения и социальных обязательств в условиях внешнего давления", - считает доцент РЭУ им. Г. В. Плеханова Венера Шайдуллина.
Итоговый дефицит бюджета будет зависеть от динамики цен на нефть и курса рубля, а предсказать их с большой точностью невозможно, отметила в беседе с "РГ" главный экономист "Т-Инвестиций" Софья Донец.
"Есть разные сценарии развития ситуации, мы сейчас движемся по негативному, но не кризисному. Кризисный - это когда США со своими торговыми партнерами в итоге совсем не договорятся, и мы войдем в эру заградительных тарифов, то есть полноценной остановки прямой торговли между крупнейшими экономиками мира. Сейчас кажется, что это какой-то безумный сценарий, но мы последние пять лет много безумных сценариев уже прошли. Тогда это точно - глобальная рецессия, а значит - низкие цены на нефть где-то в районе 40 долларов за баррель с неопределенным горизонтом восстановления. Может быть, и надолго. Сейчас цена на российскую нефть значительно выше, около 55 долларов за баррель. И в том, и в другом случае, если нефть задержится на низких уровнях, пойдет подстройка под новые условия", - рассказала она.
Подстройка может заключаться в девальвации рубля из-за снижения валютной выручки у экспортеров. "Сейчас спрос на импорт по целому ряду причин низкий, продажа долларов населению ограничена, поэтому рубль показал нам фокус - не обвалился вслед за нефтью. Но долго так продолжаться не может, и чем ниже цены на нефть, тем выше вероятность движения куда-то в диапазон 105-110 рублей за доллар. Когда это произойдет, то компенсирует бюджету часть выпадающих нефтегазовых доходов. Кроме того, я не разделяю мнение, что расходы на обслуживание госдолга обязательно будут расти. ЦБ в таких условиях может начать снижать ставку ради стимулирования экономики. Так что в итоге потери бюджета относительно базовой величины доходов, скорее всего, не превысят 1,5 трлн рублей при том негативном сценарии, по которому пока развиваются события. Это неприятно, но не кризис, особенно если низкие цены продержатся только один год", - оценила Софья Донец.
Бюджет России потеряет 1 трлн рублей нефтегазовых доходов в том случае, если цены на российскую нефть опустятся до 50 долларов за баррель и останутся на этом уровне большую часть года, подсчитал для "Российской газеты" руководитель аналитического управления, главный экономист "Ренессанс Капитала" Олег Кузьмин. Сейчас нефть отечественной марки Urals продается на 5-6 долларов дороже. "Но перспективы развития ситуации слишком неопределенны. При цене на нефть в 40 долларов за баррель мы оцениваем недобор нефтегазовых доходов уже более чем в 2,5 трлн рублей", - отметил он.
Олег Кузьмин тоже не согласен с тезисом об обязательном росте процентных расходов бюджета в случае дальнейшего ухудшения внешних условий. "Ключевая ставка ЦБ действительно может сохраняться на неизменном уровне на несколько месяцев дольше, чем мы рассчитываем в базовом варианте (начало снижения в апреле). Но затем на фоне более вероятной в таком случае жесткой посадки российской экономики мы бы ожидали более быстрого и даже, возможно, более глубокого снижения "ключа". При реализации негативного сценария мы бы рассматривали ставку в 12% уже к середине следующего года против тех же 12% в конце в нашем базовом прогнозе", - пояснил он.
Все подсчеты вероятных последствий носят, скорее, справочный характер и представляют собой ценность в моменте, поскольку торговая война может закончиться переговорами толком и не начавшись, говорит доцент экономического факультета МГУ, главный экономист рейтингового агентства "Эксперт РА" Антон Табах.
"С нынешней администрацией США развитие событий непредсказуемо. Тарифная война, которой рынки так испугались, может закончиться сделкой, но не для всех. Но даже если нет, бюджет этого года в России уже не таков, как прежде. Он меньше зависит от цен на нефть, в том числе в силу повышения налогов. То есть значение нефтегазовых доходов для бюджета снизилось. А что касается экспорта сырья, то там снижение цен может быть компенсировано ослаблением рубля. Сейчас он крепкий, но это не значит, что ближе к третьему кварталу мы не увидим прошлогодних цифр. Поэтому даже если негативный сценарий реализуется, то дефицит бюджета вырастет на величину около 1%. Это не драматические изменения", - заключил эксперт.