С какими показателями СССР подошел к 1941 году
Советский Союз подошел к началу Великой Отечественной войны (ВОВ) на экономическом подъеме. Валовая продукция промышленности с 1928 до 1940 года возросла в 6,5 раза — с 21,4 млрд рублей до 138,5 млрд. По сравнению с 1913 годом уровень промышленного производства России вырос в 1940 году почти в 12 раз, а продукция машиностроения и металлообработки в крупной промышленности — в 41 раз.
Производство качественного проката — основы военного машиностроения — выросло в СССР в 1940 году по сравнению с уровнем производства в России в 1913 году в 80 раз. Такие цифры приводит в своей книге "Военная экономика СССР в период Отечественной войны" советский экономист Николай Вознесенский, занимавший в годы ВОВ пост первого заместителя председателя Совета народных комиссаров СССР.
Если все население СССР с середины 20-х годов к началу войны выросло на 16% (до 196,1 млн человек), то число квалифицированных рабочих кадров — в разы. Согласно данным, приведенным в книге, количество буровых мастеров увеличилось за этот период почти в 6 раз, токарей — почти в 7, фрезеровщиков — в 13, станочников — в 14, инструментальщиков — более чем в 12 раз, машинистов локомотивов и судовых машинистов — более чем в 3 раза. Впечатляет динамика роста числа шоферов — в 40 раз — и трактористов — в 215 раз. Всего численность рабочих и служащих в 1940 году составляла 31,2 млн человек.
Совершенно иную картину представляло положение других стран накануне Второй мировой войны. "Экономика капиталистических стран в этот период характеризуется стихийным вползанием в очередной экономический кризис", — пишет Вознесенский. Так, в 1938 году промышленное производство США снизилось до 81% от уровня 1929 года. В 1940 году в общей численности американских трудовых ресурсов 56 млн человек 7,7 млн составляли безработные.
Как экономика вставала на военные рельсы
Во второй половине 1941 — начале 1942 годов советское руководство начало проводить мобилизационные мероприятия в экономике. В первую очередь речь идет о мобилизации производственных мощностей и инженерно-технических кадров. Промышленные предприятия были переключены на выпуск военной продукции. В свою очередь, военная промышленность была усилена путем передачи ей предприятий других отраслей. Для высвобождения производственных мощностей и рабочей силы было прекращено производство некоторых видов гражданской продукции.
Рабочие и инженерно-технические кадры вместе с основными фондами были перемещены в восточные районы страны, где ускорилось строительство новых мощностей. Была проведена эвакуация скота, сельхозмашин и тракторов из районов, оккупированных немцами, и из прифронтовой полосы в восточные районы. Гражданский товарооборот был перестроен: для нормированного снабжения населения продовольствием и промышленными товарами была введена карточная система.
В колхозах укреплялась трудовая дисциплина. В сторону повышения были пересмотрены нормы поставки мяса и шерсти и введены дополнительные нормативы по поставкам зерна и мяса в фонд Советской армии. На промышленных предприятиях организовывались подсобные хозяйства. Поощрялось индивидуальное огородничество рабочих и служащих. Также была проведена мобилизация средств населения и ресурсов народного хозяйства на финансирование войны. В госбюджете была повышена доля военных расходов. Одним из дополнительных источников финансирования стала денежная эмиссия.
Мобилизация всех трудовых ресурсов
В связи с призывом в Советскую армию, а также временной оккупацией немцами ряда промышленных районов численность рабочих и служащих по всему народному хозяйству СССР уменьшилась в 1943 году по сравнению с 1940 годом на 38%. "Только в первые недели войны в вооруженные силы было призвано свыше 5 млн человек. Всего же за годы Великой Отечественной на ее фронтах воевало около 34,5 млн советских людей", — уточняет заведующий кафедрой экономической теории и методологии Нижегородского государственного университета (ННГУ) доктор экономических наук профессор Александр Золотов.
Однако при этом доля промышленных рабочих и служащих в общей численности работавших советских граждан увеличилась, в отдельных регионах — ощутимо. Например, в районах Урала и Поволжья число занятых на промышленном производстве выросло за три года на 65%. В промышленности Западной Сибири — на 71%, Казахстана и Средней Азии — на 54%.
Это стало возможным благодаря мобилизации кадров на стройки военной и топливной промышленности, черной металлургии, электростанций, железнодорожного транспорта и, конечно, на восстановление в тыловых районах эвакуированных предприятий.
Проводилась масштабная переквалификация рабочих и подготовка новых кадров взамен ушедших на фронт. Только в 1943 году трудовая мобилизация населения, по данным Николая Вознесенского, дала более 7,5 млн человек. За 1942–1945 годы такой мобилизацией было охвачено 12 млн человек (6,7 млн привлекалось к сезонным работам).
После начала войны в соответствии с чрезвычайным положением и мобилизацией всех трудовых ресурсов Президиум Верховного Совета СССР ввел обязательные сверхурочные работы от 1 до 3 часов в день, были отменены отпуска. Рабочий день доходил до 12 часов и более. К труду активно привлекалось неработающее население. Непосредственно на производствах была организована подготовка новых кадров.
Женский труд в тылу
На смену ушедшим на фронт мужчинам и в сельском хозяйстве, и в промышленности пришли женщины. Из статистики, приведенной в книге Николая Вознесенского, следует, что если в 1939 году доля женщин среди сельского трудоспособного населения составляла примерно половину, то в 1943-м — уже более 70%. Более показательны цифры по отдельным специальностям. Так, доля женщин в составе трактористов выросла с 4% в начале 1940 года до 45% в 1942 году, среди комбайнеров — с 6% до 43%, среди шоферов — с 5% до 36%.
Увеличился также удельный вес женщин среди квалифицированных рабочих в промышленности. Среди машинистов паровых машин — с 6% в начале 1941 года до 33% к концу 1942 года, среди кочегаров паровых котлов — с 6% до 27%. Женщины работали токарями, сварщиками, слесарями, кузнецами и электромонтерами.
"В целях облегчения женского труда на производстве шло восстановление и развитие детских садов, детских домов и других учреждений по охране материнства и детства. На территории СССР, не подвергавшейся оккупации, количество детей в детских садах увеличилось с 683 тыс. в 1941 году до 1,2 млн в 1944 году", — пишет экономист. По его словам, привлечению женского труда в производство благоприятствовала существовавшая в стране система равной оплаты равного труда.
В годы войны выросло применение труда подростков и пожилых. Если в 1939 году доля занятых в промышленности в возрасте до 18 лет составляла около 6%, то уже в 1942-м — 15%. Доля рабочих и служащих в возрасте 18–49 лет снизилась за этот период с 85% до 73%. Увеличился в промышленности и удельный вес рабочих и служащих старше 50 лет — с 9% в 1939 году до 12% в 1942 году.
Зарплаты росли, но купить необходимое было сложно
Несмотря на суровые законы военного времени, советское руководство стремилось всячески мотивировать работавших граждан. Была введена сдельно-прогрессивная и повременно-премиальная оплата за проделанную работу.
Применялась премиальная система за выполнение и перевыполнение производственных планов. Отличившиеся сотрудники дополнительно материально поощрялись. "Благодаря этому и действенной идеологической работе широкий размах приобрело соревнование за перевыполнение норм труда по традиции стахановского движения: появились даже "тысячники", то есть рабочие, выполнявшие по десять норм за смену", — отмечает профессор из ННГУ.
Размер премий значительно вырос. "Доля премий в общей сумме зарплаты инженерно-технических работников увеличилась с 11% в 1940 году до 28% в 1944 году, а в зарплате рабочих — с 4,5% в 1940 году до 8% в 1944 году", — говорится в книге Вознесенского.
Большие изменения произошли и в уровне зарплаты. Она, в частности, увеличилась в военной, угольной и нефтяной промышленности, а также в металлургии. Средняя зарплата рабочих, занятых в промышленности, выросла с 375 рублей в 1940 году до 573 рублей в 1944 году (на 53%). Правда, добавляет Александр Золотов, "купить необходимое было сложно, и оплата же сверхурочных не выдавалась на руки, а зачислялась на специальные счета — до окончания войны".
Конечно, серьезно возросли и требования к работавшим в тылу. Например, в сельском хозяйстве колхозам было рекомендовано повысить обязательный минимум трудодней, который должен выработать каждый трудоспособный колхозник и колхозница в течение года. Общая выработка трудодней на одного колхозника поднялась с 254 трудодней в 1940 году до 352 трудодней в 1942 военном году.
Трудовая нагрузка: за год войны как за несколько мирных лет
Все перечисленные меры позволили увеличить производительность труда в стране. В промышленности она выросла в 1942 году на 19% и в 1943 году дополнительно на 7%. Наиболее быстро развилась производительность труда в машиностроении и военной промышленности. В этих отраслях в 1942 году она выросла на 31% и в 1943 году еще на 11%.
Рост выработки в расчете на одного работника в период войны происходил как за счет повышения производительности (прежде всего путем рационализации производства), так и за счет увеличения рабочего времени — уменьшения простоев и применения сверхурочных работ. Число отработанных часов, приходящихся на одного рабочего в среднем за месяц, увеличилось за два года Великой Отечественной войны на 22%, а часовая выработка рабочего за то же время выросла на 7%.
"По расчетам одного из начальников цехов завода "Красное Сормово", где изготовили 12,5 тыс. танков Т-34, с учетом долгих часов работы и ее высокой интенсивности, затраты труда за четыре военных года соответствовали трудовой нагрузке 26 лет мирного времени", — рассказал ТАСС Александр Золотов.
Повышение производительности позволило оптимизировать затраты времени на создание столь необходимой фронту техники. Иными словами, было достигнуто снижение затрат живого труда на единицу изделий. Например, затрата труда в производстве самолета Ил-4 уменьшилась с 20 тыс. человеко-часов в 1941 году до 12,5 тыс. человеко-часов в 1943 году, а в производстве танка Т-34 — с 8 тыс. человеко-часов до 3,7 тыс. человеко-часов за тот же период.
"В мирное время повышение производительности труда в производстве сопровождается и ростом выпуска, и увеличением свободного времени. В период ВОВ повышение производительности труда использовалось для увеличения выпуска вооружений, а экономия труда компенсировала уменьшение численности работников без сокращения рабочего времени рабочих. Отсюда — самоотверженный продолжительный труд при быстром росте производства", — говорит профессор.
По его словам, благодаря повышению производительности труда Советский Союз, обладая меньшими ресурсами, чем фашистская Германия и ее сателлиты, уже в 1942 году превзошел вражеские страны по объему выпуска вооружений.
Военная экономика США
К началу Второй мировой США были крупнейшей индустриальной державой с самой высокой в мире производительностью труда. Несмотря на это, необходимость резкого увеличения производства вооружений также потребовала мобилизации трудовых ресурсов. "Если в 1939 году в составе рабочей силы находились 56 млн американцев, то в 1945 году — 65 млн. При этом общее число призванных в вооруженные силы превысило 11 млн человек. Страна испытывала дефицит трудовых ресурсов", — рассказал ТАСС Александр Золотов.
Нехватка рабочей силы частично покрывалась за счет безработных, но их численность быстро падала: с 7,7 млн в 1940 году до 1,5 млн в 1942 году. Потребовался активный приток в производство женщин (доля женщин в общей численности работающих поднялась с 25,2% в 1940 году до 29,2% в 1945 году), 16–17 летних подростков, представителей этнических меньшинств. К труду привлекались и мобилизованные в армию, находившиеся на территории США. Имевшаяся рабочая сила централизованно перераспределялась в пользу военной промышленности. Как и в СССР, в США была введена карточная система.
Разумеется, возросла трудовая нагрузка работавших. "Продолжительность рабочей недели резко сократилась в начале Великой депрессии, особенно в обрабатывающей промышленности, затем несколько восстановилась и достигла своего пика во время Второй мировой войны", — говорится в работе профессора экономики Роберта Уэйплса "Рабочие часы в истории США".
Согласно этому источнику, средняя продолжительность рабочей недели в обрабатывающих производствах США увеличилась с 37,6 часа в 1940 году до 44,2 часа в 1944 году. Нехватку рабочей силы испытывало и сельское хозяйство. Для ее преодоления был создан Корпус урожая, в котором были задействованы миллионы городских женщин и подростков. На сезонные работы привлекались десятки тысяч мексиканских мигрантов.
"Хотя в трудовой деятельности присутствовал мотив патриотизма и профсоюзы на время войны отказались от трудовых конфликтов, забастовки все же происходили, в том числе в порядке протеста против допуска темнокожих американцев к высококвалифицированной работе", — делится любопытной деталью Александр Золотов.
По американским данным, военное производство развивалось в США следующими темпами: производство вооружения в 1942 году составило $32,5 млрд и в 1943 году — около $60 млрд. В целом объем промышленного производства и национальный доход страны за годы войны увеличились в 2 раза.
Англия — в общем ряду с союзниками
Англия вступила в боевые действия с фашистской Германией в 1939 году — раньше, чем СССР и США. Неудивительно, что пропорция между занятыми в экономике и находящимися в составе вооруженных сил стала меняться в пользу последних начиная с 1939 года. По данным британских экономистов Стивена Бродберри и Питера Хоулетта, в 1938 году это соотношение было 98% (тыловики) и 2% (фронтовики), в 1939-м — 97,8% и 2,2%, в 1940-м — 90,2% и 9,8%, а в 1944-м — 79,8% и 20,2%.
Несмотря на быстрый рост вооруженных сил, численность работающего населения увеличилась с 1938 по 1943 год на 6,4%. Увеличение было вызвано не столько падением безработицы, сколько привлечением женщин к участию в производстве. Как говорит Александр Золотов, английские рабочие трудились напряженно, однако и в годы войны проявлялся конфликт между трудом и капиталом. По сообщению британского Министерства авиастроения, рабочие часто считали, что их война за улучшение собственных условий найма имеет приоритет перед стахановским движением.
С самого начала Второй мировой войны государство в Англии активно регулировало экономику (в период Первой мировой оно старалось проводить принцип "бизнес как обычно"). Доля государственных расходов в ВВП достигла в 1943 году рекордно высокого уровня — 49,7%.
Была изменена структура промышленного производства в пользу выпуска вооружений. Если в 1938 году было выпущено 2 828 боевых самолетов, то в 1941-м — свыше 20 тыс. Производство товаров народного потребления при этом сокращалось, так что введение карточной системы распределения важнейших благ было неизбежным. Реальный ВВП Англии в 1943 году превысил уровень 1938 года на 27%, а затем стал снижаться.
Вклад союзников в Победу
Как сообщается в книге "Годы труда и побед" Леонида Уманского и Сергея Шаболдина, Советский Союз за годы Великой Отечественной войны (с июля 1941 года по август 1945 года) произвел 102,8 тыс. танков и самоходных артиллерийских установок (САУ), 112,1 тыс. боевых самолетов и 482,2 тыс. орудий всех видов и калибров.
В США, по данным американского документалиста Кена Бернса, в годы Второй мировой войны выпуск танков составил 86 тыс., самолетов — 297 тыс., орудий — 193 тыс. В Великобритании, по данным Бродберри и Хоулетта, за 1939–1944 годы было произведено 35,8 тыс. танков, 119,5 тыс. самолетов, 97,4 тыс. орудий.
Таким образом, Советский Союз лидировал в производстве танков и орудий, США — самолетов. Союзники СССР, прежде всего США, активно строили боевые корабли для морских сражений с Германией и Японией.
"Вклад каждой страны-союзницы в производство вооружений был ценен для достижения Победы над общим врагом. И этот вклад был достигнут напряженным трудом народов. Учитывая, что главные силы фашистской Германии были брошены против Советского Союза, мера этого напряжения была у советского народа самой высокой", — заключает Александр Золотов.
Евлалия Самедова