Табачно-лекарственная зависимость: Россию все же крепко подсадили на крючок
Эксперты РАНХиГС Дмитрий Землянский и Валерия Чуженькова в своем исследовании выявили, что в России за 2021-2023 годы в большей части отраслей производственная зависимость от импорта заметно сократилась.
Однако в ряде сфер сложилась противоположная ситуация. Зависимость от импорта выросла в добыче угля, производстве табачных изделий, деятельности в области информации и связи, создании лекарств и текстиля.
В результате наиболее высокий показатель по импорту на момент 2023 года оставался в табачной продукции (65,44%), лекарственных средствах (50,93%), рыболовстве (40,32%), текстиле (26,42%) и автомобилях и прицепах (21,57%).
Исследователи на базе информации Росстата рассчитывали долю импорта в расходах крупных и средних предприятий на сырье, материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия для производства и продажи товаров, работ или услуг.
В качестве причин роста зависимости от импорта в ряде отраслей авторы работы указали рост стоимости сырья и комплектующих на фоне падения курса рубля, и увеличения затрат на логистику.
Доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев обратил внимание, что показатели по лекарствам достаточно удивительны, потому что еще до ковида зарубежные компании построили на территории России достаточно много производств.
– Фармацевтическая промышленность была одним из лидеров по импортозамещению (по данным Минпромторга, в прошлом году доля самообеспечения по списку стратегических лекарств выросла до 72,1% – «СП»), потому что инвесторы охотно заходили на российский рынок.
Производство и экспорт лекарственных средств не попали под санкции, поэтому данная сфера не испытывала такие трудности, которые возникали у многих других отраслей. Фармакологическая сфера, конечно, испытывает проблемы с зачислением платежей, но это актуально для всех.
«СП»: Почему табачные изделия и рыболовство (в котором показатель все же снизился с 48,6% до 40,32%) все еще так существенно зависят от импорта?
– Табак у нас не особо масштабно выращивается, поэтому трудности с импортозамещением не так удивительны. Что касается рыболовецкого флота, то за последние десятилетия он устарел, а программа его модернизации далеко не завершена. Это сдерживает добычу, а чисто экономически в таком случае проще импортировать.
В советские времена наши траулеры ловили рыбу по всей Атлантике, вдоль берегов Латинской Америки, с этим проблем не было. Сейчас это сложно повторить, в том числе из-за сложностей в расчетах. На суднах надо проводить ротацию моряков, заходить в порты, разгружаться, все это невозможно без денежных переводов.
Ранее отечественные суда обеспечивали значительные объемы рыбы за счет работы судов в удаленных морях. А тот объем рыбы, который мы можем поймать вблизи российского побережья, не обеспечивает все потребности. В мировом океане есть более богатые рыбой места.
К тому же рядом с Россией можно поймать далеко не каждый вид рыбы, тот же тунец, который пользуется большим спросом в тех же ресторанах. Поэтому все еще приходится импортировать.
«СП»: За 2021-2023 годы доля импорта наиболее существенно упала в автомобилестроении (с 47,7% до 21,57%), а также компьютерах, электронике и оптике (с 30,55% до 13,07%). За счет чего стало возможным такое изменение?
– Компьютерная отрасль развивается достаточно быстро, и в значительной мере в связи с необходимостью удовлетворения нужд оборонных отраслей промышленности. Безусловно, на этот рост повлияли и санкции, а также рост внутрироссийких инвестиций в компьютерный сектор.
В автомобилестроении снижение доли импорта связано с уходом западных компаний. Впрочем, на прежние объемы производства и продаж автомобилей мы не вышли, а в последние месяцы даже ушли в минус.
В целом получилось так, что зависимость от импорта снизилась, но в 2024 году – незначительно, так как китайские бренды стали больше проникать на российский рынок. На фоне роста числа китайских автомобилей «АвтоВАЗ» все же использует свое конкурентное преимущество – машины российского бренда самые дешевые на всем отечественном рынке, несмотря на все сложности.
«СП»: Почему импортозамещение в автомобилестроении все еще не на максимальном уровне?
– Во многом потому, что китайские компании неохотно идут на создание своих производств на территории России. Китайская торговая политика в целом базируется на приоритете экспорта, а не совместной сборке в странах-партнерах.
В Европе Китай тоже не особо старается создавать совместные производства. Для китайских компаний это минимизация рисков на фоне неопределенной экономической и геополитической ситуации в мире. Это характерно не только для автомобилей, но на их примере более показательно.
«СП»: Что ждет российское импортозамещение в условиях большой тарифной войны?
– Будем исходить из того, что Россия для Китая, Индии, Турции и других стран станет еще более привлекательным рынком. Мы, конечно, никогда не заменим по объемам торговли США, но все равно крупные российские торговые партнеры будут пробовать экспортировать еще больше на российский рынок, в том числе и с помощью демпинга.
Это позволит им еще больше расширить торговое влияние и нарастить объемы поставок, чтобы компенсировать потери на фоне ухода с американского рынка. Поэтому мировая торговая война и ее последствия с точки зрения импортозамещения ничего хорошего нам не сулит.
Последние новости и все самое важное об импортозамещении, - в теме «Свободной Прессы».