Молочные реки потекут по госзаказу?

Сельскохозяйственное предприятие «Вектор» работает в Киинске (район имени Лазо) с 2015 года. Крупный инвестпроект возник на базе обанкротившегося Краевого государственного унитарного сельхозпредприятия (КГУСП). Новый хозяин начал с того, что погасил долги предшественника по зарплате и стал возрождать молочное животноводство. Сейчас «Вектор» — это порядка 600 голов крупного рогатого скота, ежедневный надой — 8,5 тонны молока, стабильная работа для 50 жителей ближайших сел. Там трудятся единственные в Хабаровском крае роботы голландской фирмы Lely, которые компенсируют нехватку доярок и без стресса кормят и доят коров. Опыт у предприятия колоссальный, есть куда расти, но развитие упирается в сложности с реализацией.

— Главная проблема — это сбыт готовой продукции, — говорит руководитель сельхозпредприятия «Вектор» Сергей Гоманюк. — Сейчас мы производим до 30 % всего сырья в регионе — скоро выйдем на 10 тонн в день. И этот объем могут принять в переработку всего два крупных предприятия в крае — «Дакгомз» в Комсомольске и «Переяславский молочный завод» у нас в районе имени Лазо. И вот тут уже возникает вопрос цены. У нас сырье принимают примерно по 50 рублей за литр, плюс край субсидирует еще 12 рублей на каждый килограмм реализованного молока. Но это покрывает где-то 85 % затрат на производство. А торговые сети у нас ведут свою политику продовольственной безопасности и сами диктуют производителям, что они будут брать и в каком количестве, а что — нет. При этом то же молоко на полках в три раза дороже, чем сырье, которое сдаем.

Конкурировать в ценовой политике с той же Амурской областью Хабаровскому краю сложно, признают фермеры. Там под животноводство занято гораздо больше площадей, земли суше — даже если их затапливает, нет такого урона. В районе имени Лазо, говорит Сергей Гоманюк, в прошлом году практически не удалось заготовить сено коровам на зиму — дожди вымочили многолетние травы, техника не смогла выйти на уборку в поля. Если сравнивать, например, затраты на солярку для тракторов — в нашем регионе ее нужно в три раза больше, чем в Амурской области. Эти и другие обстоятельства усложняют и без того непростое положение фермеров.

— Торговые сети интересует только цена — им важно деньги зарабатывать, а не то, чем мы детей будем кормить, — продолжает руководитель ООО «Вектор». — Если учредители этой торговой сети живут не в Хабаровском крае, будут ли они беспокоиться о здоровом и свежем молоке для местных малышей? Мы же хотели бы возродить детскую молочную кухню — помните, была в советское время? И направлять наши объемы молока конкретно в детские сады, больницы, школы — для начала Хабаровска, а потом и края. И молодежь будет расти на натуральном и качественном молоке, и у нас будет гарантированный сбыт по госзаказу. Понимаю, что мы все ограничены 44-ФЗ, и кто меньше цену предложил, тот и работает. Но именно для этого мы и обращаемся к депутатам, а через них — к правительству региона и страны. Если изменить законы сложно — вот еще предложение: у нас есть олигархи, которые занимаются добычей золота, меди, олова. Давайте возложим на них обеспечение детсадов молоком. Банки говорят, что у них маржинальность — 60 %, у нас не такая — по прошлому году она была на уровне 7 %. Перетрясем деньги и посмотрим: они получают лицензии, добывают полезные ископаемые — пусть берут на баланс, скажем, совхоз и гарантируют поставку 100–200 тонн молока ежемесячно. Те же дети, которые будут рождаться и получать это молоко в детском саду, вырастут здоровыми — и потом к ним же пойдут работать.

Тематическое фото. источник: пресс-служба министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края

Предложение аграриев к депутатам придумать механизм, который позволит обеспечить гарантированный сбыт готовой продукции, поддержал глава Верхнебуреинского района Алексей Маслов.

— Госзаказ сегодня — один из лучших выходов из сложившейся ситуации. Все-таки я говорю о бюджетных учреждениях — это школы, детские сады, где мы можем вас поддержать. Мы обратились к депутатскому корпусу, чтобы придумать механизм, при котором без конкурентных процедур сможем закупать молоко и молочные продукты у наших фермеров. Да, возможно, мы проиграем три рубля на разнице в стоимости, но мы однозначно выиграем на здоровье наших детей. Потому что то, что сегодня мы привозим в школы и детские сады за самую низкую цену, — поверьте, я, например, своим детям не рекомендую это пить. Здесь проигрывает и здоровье детей, и наши местные фермеры. Поэтому я считаю, что это поле для обсуждения. Если мы выработаем единое мнение, то и розничная продажа будет не нужна: они будут кормить наших детей качественным продуктом и, соответственно, находиться в позитивном экономическом состоянии.

Переработчики молока — «Переяславский молочный завод» — тоже испытывают трудности с реализацией своей продукции. Предприятие с расчетной мощностью 45 тыс. тонн сейчас работает в полсилы — загруженность составляет 42 %. Производству новых видов кисломолочной продукции, йогуртов, мешают требования торговых сетей, считают на заводе.

— К нам зашли федеральные сети, и у них идет открытая война друг с другом. Я сам неоднократно присутствовал на переговорах с сетями, с менеджерами, которые принимают решение о закупках: кого и каким объемом брать, — рассказывает Алексей Сарафинос, директор ООО «Молочный комбинат Переяславский». — Так вот, они открытым текстом говорят: «Нам все равно, что вы там наливаете в пакеты и бутылки, вы нам дайте нормальную цену — и мы вас возьмем». Но мы же понимаем: качественно — не может быть дешево. И мы не можем себе позволить выпускать некачественную продукцию.

Другой момент — снижается доля поставок цельного молока. В 2021 году у нас было 7 поставщиков натурального сырья, в 2022-м — 6, в 2023–2024 — осталось 5 производителей, а в 2025 году у нас сейчас всего 2 поставщика. При этом мы умудряемся выпускать отборное молоко без использования сухого. Эту линию мы запустили в 2023 году, но как выпускали полторы тонны в неделю, столько же и сейчас производим, хотя можем больше. А все потому, что торговые сети не изъявляют желания реализовывать местное. Более того, сейчас в крае по поручению губернатора Дмитрия Демешина реализуется проект поддержки наших производителей — «Сделано в Хабаровском крае». Но, заходя в супермаркет, например, в Переяславке, вижу: под этой табличкой стоит продукция приморского «ГринАгро», а не «Переяславского молочного завода». Директора магазинов ссылаются на мерчендайзеров производителей, которые перемещают указатели. Но я считаю, что они просто гонятся за ценой, и это недоработка нашего министерства промышленности, которое должно более плотно работать как с федеральными, так и с локальными сетями. А для поставки продукции в социальные учреждения края по госконтракту мы могли бы выпускать молоко и кисломолочку в более дешевой упаковке — черно-белой, обезличенной. Ведь главное будет не заманить покупателя ярким товаром, а дать детям доступное и качественное молоко.

Тематическое фото. источник: пресс-служба министерства промышленности и торговли Хабаровского края

В приоритете, как подчеркивают депутаты Законодательной думы края, — обеспечение продовольственной безопасности региона, развитие отрасли, чтобы закрыть потребности жителей края в собственной, качественной и вкусной молочной продукции. Пока же ситуация оставляет желать лучшего.

— В 2024 году показатели отрасли составляли 1,5 % в валовом региональном продукте — это чуть менее 7 % от всего дальневосточного производства и 0,3 % от РФ. Это, мягко говоря, очень скромные цифры, — отметил Николай Шевцов, председатель Законодательной думы Хабаровского края. — Агрохолдинги с запада не смогут пока накормить всю страну. К тому же цена продукции с учетом логистики и сроков доставки все равно проигрывает местной. Чтобы поддержать аграриев региона, законодатели подготовили в Минвостокразвития и федеральный Минсельхоз несколько рекомендаций. Например, предложение об увеличении федеральной поддержки до 50 % от капитальных вложений на реализацию инвестиционных проектов, направленных на строительство тепличных и животноводческих комплексов. Эта поддержка позволит нашей продукции быть конкурентоспособной с крупными агропромышленными комплексами западных регионов.

Мелиорация земель «Сервис-Агро». фото: пресс-служба министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края

И все же отрасль животноводства остается привлекательной для сельхозтоваропроизводителей. В регионе работает 11 крупных хозяйств, заходят новые инвесторы. Компания «Сервис-Агро» поэтапно разрабатывает в Зоевке района имени Лазо 6 тысяч гектаров заброшенных сельхозземель — проводит мелиорацию. Земля нужна предприятию для выращивания кормов. В перспективе — строительство коровника первой очереди на 1200 голов КРС.

— Для нас сейчас администрация района имени Лазо готовит участок, оперативно переводит землю под коровники в другой статус, там есть некоторые заминки, — рассказывает руководитель «Сервис-Агро» Игорь Капырин. — Обещают все решить до конца апреля. После этого начинаем проектировать коровник на 1200 голов, потом будем дополнять до 3200 коров. Вообще, важно еще и то, какие породы коров у нас тут будут жить. Недавно ездили на запад — краевой Минсельхоз организовал экскурсию для получения опыта, мы были в Калининградской и Московской областях. Там люди реально зарабатывают на молоке. Понятно, что поддержка от властей есть, и очень хорошая, но они и сами вкладываются. Конечно, климатические условия, кормовая база, культуры — все отличается. Но мы получили информацию и будем подбирать для себя такие породы коров, которые здесь будут чувствовать себя комфортно. Что касается рабочих рук — да, с этим в Хабаровском крае напряженная ситуация, но мы не опускаем рук. Достраиваем городок, в котором будут жить на поселении заключенные — они будут у нас трудиться: строить коровники, возделывать поля, доить коров, а мы им будем платить зарплату. Думаю, 2025 год станет для нас ключевым.