В Турции померзли лимоны. Скоро их к нам из Африки повезут самолетами. 5 лет назад цена взлетела вдвое

Турция с 8 апреля запрещает экспорт лимонов, а главным их покупателем традиционно является Россия.

В Турции померзли лимоны. Скоро их к нам из Африки повезут самолетами. 5 лет назад цена взлетела вдвое
© Свободная пресса

Прекращение поставок связано с недавними заморозками в районах, где происходит сбор цитрусовых. Теперь весь кислый цитрус, который уцелел, пойдёт только на внутренние нужды Турции. Об этом сообщил Минторг республики.

Турция занимает 6-е место в мире по экспорту лимонов: в 2024 году – 1,64 млн тонн на сумму $1,46 млрд. Но для России она – первая благодаря короткому транспортному плечу и удобной, хорошо налаженной логистике. Объем импорта турецких лимонов на наш рынок составил $375 млн.

В прошлый раз аналогичный запрет на продажу лимонов за границу Турция ввела в 2020 году, и по совпадению – тоже с 8 апреля. Вспомним, как на это отреагировал Минсельхоз России ровно 5 лет назад:

«Министерство не ожидает дефицита лимонов на внутреннем рынке в связи с ограничением их импорта из Турции. Данная продукция может быть замещена поставками из других стран, с которыми налажены торговые связи в части импорта фруктов: в их число входят Аргентина, Бразилия, страны Южной Африки», - сообщили из правительства. И добавили, что именно из перечисленных выше стран, как правило, и осуществляются поставки в летний (для нашего полушария) период, тогда как Турция доминирует зимой.

Однако уже к 8 мая 2020 года ФАС обратила внимание, что ровно за месяц лимоны подорожали в 2,5 раза.

Чтобы не попадать в глупую ситуацию, на этот раз государственные чиновники обошлись без успокаивающих обещаний.

О том, возникнет ли дефицит лимонов в России, и может ли взлететь цена на них в наших магазинах, «Свободной Прессе» рассказал исполнительный директор Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков.

- Мы из Турции поставляем лимоны от осени до весны, и сейчас запрет Анкары почти совпал с тем временем, когда поток перенастраивается на южное полушарие. Поэтому значительного негативного влияния на рынок я не ожидаю.

«СП»: Но пять лет назад влияние было, и ещё какое!

- Это был специфический ковидный год, когда вся торговля перестала быть маневренной. А сейчас выпадающие лимоны можно быстро заместить.

В крайнем случае, чтобы не пустели прилавки, лимоны в ближайший месяц можно доставлять не кораблями, как это будет всё лето, а самолётами. Лимон – продукт дорогой, покупают его не килограммами, а штучно, и с учётом его собственной стоимости транспортная составляющая отражается на ценнике в магазине не очень заметно.

«СП»: Дмитрий Владимирович, апрель – это всё-таки тот месяц, когда лимоны из Турции идти должны, согласно контрактам. Турция заплатит нам неустойку за срыв поставок?

- Лимоны поставляются не централизовано, импортёров множество, и это всё персонализировано в зависимости от контракта.

Если штрафные санкции за срыв поставок в контракте предусмотрены – конечно, заплатят. Но там нужно смотреть, как в страховании, где предусмотрены случаи, когда выплата осуществляется, а когда – нет.

Точно так же и в контракте могут быть предусмотрены форс-мажорные случаи, когда неустойка не платится. Государственное решение закрыть экспорт – это 50 на 50. В половине контрактов это считается форс-мажором, или просто не прописано.

И тут уж как стороны договорятся, а в половине – однозначно считается виной страны-поставщика, за которую следует заплатить. Тем импортерам, которые хорошо о себе позаботились на стадии заключения договора, – обязательно заплатят, - уверен Дмитрий Востриков.

Независимый эксперт по экспорту и импорту Николай Макеев предполагает, что серьёзный дефицит лимонов на рынке России может обнаружиться не весной-летом, а в сентябре.

- Основной объем лимонов из Турции поступает на российские прилавки с сентября по май, что обусловлено высоким предложением таких плодов со стороны турецких производителей и низким спросом на отечественном рынке в летний период, когда наши соотечественники традиционно предпочитают иметь в своем рационе больше местных плодово-ягодных культур.

Соответственно, у России остается два-три, от силы четыре месяца, чтобы выяснить масштаб бедствия в Турции (в первую очередь – сколько погибло лимонных деревьев) и, при необходимости, переориентировать зарубежные закупки лимонов на другие страны.

«СП»: А что, можем не успеть?

- Это только кажется, что времени ещё много. На самом деле, при снижении поставок импортных товаров от постоянных контрагентов, ритейл должен подобрать схожие по стоимостным параметрам и доступные с точки зрения логистических возможностей альтернативные источники. Это не очень просто.

В случае с лимонами аналогичные условия существуют в Израиле, а для забайкальских регионов – в Китае.

Импорт из африканских стран равноценной заменой назвать нельзя. Для доставки свежих турецких лимонов требуется не более недели, а перевозка цитрусов из ЮАР будет занимать не менее месяца.

Необходимо учесть, что цитрусовые относятся к категории скоропортящихся грузов, поэтому требования к условиям их перевозки повышены: контейнеры должны быть оборудованы холодильными установками, позволяющими поддерживать температурный режим в диапазоне +6°C до +8°C. Другим фактором, влияющим на качество цитрусовых при перевозке, является влажность, рекомендованный уровень которой при перевозке в морских трюмах составляет 85-95%. Аренда таких рефрижераторов будет обходиться отечественным покупателям на 10-15% дороже, чем при закупках у турецких поставщиков.

Суммируя с издержками на страхование транспортировки, можно сделать вывод, что в случае, если к осени закупка лимонов из Турции не возобновится, то их цены на российских прилавках к Новому году рискуют существенно вырасти. А если замену не найдут – тогда уже к осени проявится дефицит, и цена может скакнуть в разы, - резюмирует Николай Макеев.