Золото помогло России смягчить последствия замораживания резервов — Bloomberg
Цены на золото, резко выросшие с начала 2022 года, позволили России частично компенсировать замораживание ее международных резервов, которое последовало за началом военного конфликта с Украиной, пишет Bloomberg. Агентство со ссылкой на данные Банка России сообщило, что с января 2022 года стоимость золотого запаса страны увеличилась на 72%, или $96 млрд, свидетельствуют данные Банка России.
Объем золота в международных резервах Центробанка за последние три года практически не изменился и по-прежнему составляет около 75 млн унций. Однако удорожание металла на глобальном рынке обеспечило рост стоимости активов, которые в условиях санкций остаются доступными, отмечает СМИ.
По данным Всемирного совета по золоту, Банк России входит в пятерку крупнейших держателей золота среди центробанков. По состоянию на апрель, золотой портфель страны оценивается в $229 млрд, что делает его потенциальным буфером в случае валютного или платежного кризиса.
Часть резервов, замороженных за рубежом после начала конфликта, может быть направлена на поддержку Украины или на восстановление инфраструктуры после окончания конфликта — такие сценарии обсуждаются в Европейском союзе. Согласно расчетам Bloomberg, в случае, если активы так и не будут разблокированы, прирост стоимости золота может компенсировать около трети потенциальных потерь. Если же администрация Дональда Трамп будет способствовать размораживанию активов, российские власти получат в распоряжение “беспрецедентный объем резервов”, пишет агентство.
Экономист Oxford Economics Татьяна Орлова отмечает, что золото остается менее ликвидным по сравнению с другими активами, традиционно входящими в резервы — например, американскими казначейскими облигациями или европейскими долговыми инструментами. Однако, по ее словам, устойчивый глобальный спрос на золото может упростить реализацию значительной его части в случае необходимости.
Раннее начало
Центробанк резко нарастил золотые резервы в 2014–2020 годах, когда цены находились в диапазоне $1 100–1 500 за унцию. Это решение последовало после присоединения Крыма и введения санкций, приведших к исключению России из G8. За шесть лет страна закупила около 40 млн унций металла.
С тех пор стоимость золота более чем удвоилась, что позволило увеличить общий объем международных резервов почти до исторического максимума — около $650 млрд на 1 апреля.
После февраля 2022 года страны “Большой семерки” заблокировали значительную часть российских активов, в том числе резервы Банка России. По оценкам Bloomberg, опирающимся на публичные данные о структуре валютных резервов, объем замороженных средств может достигать $322 млрд.
Эффективная стратегия
На момент введения санкций около половины резервов российского Центробанка размещалось в активах, номинированных в долларах, евро и фунтах стерлингов. Остальная часть была инвестирована в юани и золото — эти активы по-прежнему доступны для использования в экстренных ситуациях. После 2022 года Банк России прекратил публиковать детализацию валютной структуры резервов.
«Формирование золотого резерва стало эффективным хеджем от геополитических шоков — стратегия сработала”, — заявил Алексей Исаков, экономист Bloomberg Economics. По его словам, политика российского ЦБ в области покупок золота решала сразу три задачи:
диверсификация резервов и снижение зависимости от валют стран-эмитентов; поддержка рублевой ликвидности за счет обмена золота на нацвалюту; стимулирование стабильного спроса со стороны государства на продукцию российских золотодобытчиков.
“Рост стоимости золота подтвердил обоснованность такой стратегии”, — считает Исаков.
В марте в годовом отчете Центробанк подтвердил, что его возможности по инвестированию за рубежом остаются ограниченными из-за «существенных рисков, присущих иностранным экономикам, валютам и финансовым рынкам». “Сейчас тратить резервы не требуется, — говорит Олег Кузьмин, глава аналитического отдела Renaissance Capital. — У Банка России достаточно ликвидности в юанях для реагирования на возможные потрясения”.