Рикошет по России: Трамп и Европа втянулись в торговую войну. Штаты будут бить ЕС крепко, методично, но нам тоже достанется

Европейская комиссия 7 апреля обсудит ответные меры против пошлин президента США Трампа. Как сообщил Reuters, чиновники ЕС планируют наказать Америку встречными тарифами на общую сумму $28 млрд в год. И это – только на первом этапе.

Рикошет по России: Трамп и Европа втянулись в торговую войну. Штаты будут бить ЕС крепко, методично, но нам тоже достанется
© Свободная пресса

Окончательное решение по ответным мерам ЕС примет Евросовет. Голосование планируется провести 9 апреля – в тот самый день, когда вступят в силу новые тарифы Вашингтона (за исключением пошлин на автомобили, которые действуют уже с 3 апреля).

Ранее, 2 апреля Трамп ввёл повышенные пошлины, которые охватили более 70% экспорта Евросоюза в США. А его объём в 2024 году составил 532 миллиарда евро.

Что происходит между ЕС и США на экономическом фронте: начинается реальная торговая война, или происходит просто выстраивание прагматичных отношений без поблажек союзникам? Об этом «Свободной Прессе» рассказал независимый экономический обозреватель Константин Смирнов.

- Окончательное решение ЕС будет принято не ранее 9 апреля, и за эти дни ситуация может развернуться по-разному. Например, Индия и Вьетнам (на которые Трамп наложил пошлины в размере 26% и 46% соответственно - «СП») уже 3 апреля начали переговоры с Вашингтоном о взаимном снижении тарифов. А Вьетнам даже предложил их взаимно обнулить, и не получил отказа сразу. Вопрос обсуждается.

Поэтому примут или не примут в ЕС ответные меры – это пока вилами на воде писано. Министр финансов США Скотт Бессент ещё 2 апреля предупредил чиновников ЕС, чтобы они не предпринимали ответных мер на тарифы Трампа. Хуже будет. Лучше подождите, подумайте, предложите какие-то шаги навстречу экономике США – порекомендовал Бессент. Например – по снижению пошлин против американских товаров.

Но поведёт ЕС себя разумно, или встанет в позу – трудно угадать, поскольку евробюрократы и руководители главных стран в ЕС были сторонниками Байдена, а к Трампу относятся негативно.

«СП»: В ЕС планировали ужесточить тарифы против товаров из США и ранее, ещё до 2 апреля.

- Да. Этим, в том числе, и объясняется превентивный удар Трампа. Заметьте, пошлины против Британии, которая ничего подобного не планировала, Вашингтон оставил на самом низком уровне.

У ЕС существуют наработки в ответ на более ранние пошлины США: на сталь, алюминий, автозапчасти и автомобили. В ответ европейцы хотят взвинтить тарифы на американский алкоголь, древесину и бумагу, включая туалетную, на байки.

Но я повторю: всё зависит от разумности торговых партнёров США. Например, против Мексики и Канады уже дважды за последнее время вводились очень жесткие пошлины из Вашингтона. Но оба раза они были отменены до вступления в силу.

Я думаю, что 8 апреля в любом случае пройдут очень активные телефонные консультации через Атлантику, и они могут привести к тому, что введение новых взаимных пошлин будет приостановлено.

«СП»: Константин Сергеевич, а ваш персональный прогноз каков?

- Я думаю, что 9 апреля торговая война между США и ЕС всё-таки начнётся и приведёт к галопирующему росту тарифов. Потому что уровень интеллекта большинства европейских политиков сегодня не поддаётся критике, а интересы граждан их и вовсе не волнуют.

«СП»: Если США перекроют кислород европейским экспортёрам, то куда они перенаправят свои товары? Китаю это не нужно, Россия под санкциями, у Бразилии традиционные поставщики, Индия слишком бедна. Остаются только страны Центральной Азии?

- Ну, в Центральную Азию Россия их так запросто так не пустит.

Только что завершился саммит «ЕС – Центральная Азия», на котором Европа была представлена на высшем уровне (президент Европейского совета Антониу Кошта и глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен, «СП»). Но бывшие страны СССР хотят от ЕС инвестиций, а не товаров.

А мы, естественно, будем препятствовать товарной экспансии из ЕС в зону российских интересов, предлагая свою продукцию по более выгодным ценам. В настоящее время Россия самым активным образом осваивает крупнейшую по населению страну Центральной Азии – Узбекистан.

А крупнейшими торговыми партнёрами Казахстана (помимо России), являются США и Китай.

А вот по поводу Индии сейчас многие по инерции заблуждаются. Она уже стала другой, развивается очень бурно, там ежегодный рост экономики – 7%. Как было у Китая в своё время.

Индия может помочь ЕС, но с большими ограничениями.

Поэтому, конечно, экономисты предсказывают плохие времена для ЕС. Затоваривание складов нереализованной экспортной продукцией, остановка предприятий, рост безработицы. И уменьшение инвестиций, потому что американцы стараются перетащить инвестиции из ЕС к себе.

«СП»: Чем Индия может помочь Европе, и с какими ограничениями?

- Мы смотрим индийское кино, где ходят древние поезда времён английского владычества, битком набитые штабелями людей. А там уже давно высокие технологии. Современные вокзалы, современные поезда отечественного, индийского производства.

В Дели стоит памятник первому вагону скоростного поезда, который разработан и построен своими силами. А сейчас эти поезда мчатся от столицы во все большие города со скоростью 180 км/ч. По сравнению с Японией и Китаем - ничего особенного, но ничем не хуже, чем наши российские новые поезда.

Поэтому Индия будет покупать европейское. Но – не готовую продукцию. Здесь ЕС может не обольщаться. В Индии взяли курс – делать своё. Но элементы, комплектующие, запчасти для транспорта, строительной техники, добывающей отрасли – они готовы за это платить. Если, конечно, Европа выдержит конкуренцию по соотношению цены и качества с Китаем, а в некоторых областях промышленности - и с Россией.

«СП»: А сами американцы от торговой войны с ЕС (если она начнётся) пострадают?

- Экономика – нет, граждане – да. Интересный расчет сделал один из автомобильных гигантов Америки – Ford: насколько подорожает в этом году американский автомобиль. Только из-за повышения цены на импортные автозапчасти из ЕС, от которых отказаться пока невозможно, – на $3 000. Пошлины на металлы добавят в цену ещё $400. А ведь есть ещё и китайские автозапчасти, которые подорожают сразу на 34%, которые добавятся к 20%-му тарифу, установленному ранее.

В итоге американский автомобиль станет дороже на $6-7 тысяч долларов. Но поскольку автомобили из Европы и Китая подорожают ещё сильнее – удара по американскому производителю не будет, а только – по карману потребителя.

«СП»: Что выиграет Россия от торговой войны между ЕС и США?

- Любой конфликт в стане врага нам на пользу, как на пользу и экономические проблемы, которые касаются только его. Если они будут больше озабочены своим противостоянием, значит, меньше внимания станут уделять тому, чтобы вредить России. Давление на нас может уменьшиться.

Но, к сожалению, экономические проблемы, которые возникнут в результате торговой войны, коснутся и России тоже.

Аналитики инвестиционного банка J.P.Morgan Chase на днях обновили свой прогноз по глобальной рецессии. Они полагают, что риск рецессии в мировой экономике в 2025 году вырос с 40% до 60% только после повышения Вашингтоном импортных пошлин. А война-то ещё не началась.

Такой прогноз (всего лишь прогноз) молниеносно отразился на фьючерсах. Цены на нефть упали сразу на 13% в среднем в мире. И отскакивать обратно совершенно не собираются.

А дальше – будет меньше производства, меньше перевозок, сократится потребность в топливе для промышленности и транспорта.

Для нас это крайне невыгодно. А добавим к этому, что страны ОПЕК+ приняли самоубийственное решение по увеличению добычи нефти. Это уже происходит в апреле, но пока увеличение незначительное, а в мае добавка вырастет в 3 раза.

«СП»: А зачем это было сделано, и почему Россия согласилась с этим?

- Картель попал в непростую ситуацию: повышая добычу, он теряет доходы, а снижая добычу – теряет рынки. Что-то нужно выбрать из этих зол, потому что сейчас ОПЕК+ контролирует уже менее половины мирового рынка нефти – 43%, и если не увеличивать добычу, то доля будет сокращаться и дальше.

Америка добывает нефти столько, сколько хочет, без любых квот. Штаты находятся на первом месте по этому показателю среди стран мира – 13 млн баррелей в сутки (почти в 2 раза больше, чем добыча в России). Но это как раз – не проблема. США используют свою нефть на внутреннем рынке, и её всё равно не хватает, ещё 3 млн баррелей в сутки американцы закупают за границей, как раз – у ОПЕК+.

Но резко увеличивают добычу другие страны. Например, Гайана с малюсеньким населением (около 0,8 млн человек) резко увеличила добычу, и при минимальной внутренней потребности выбрасывает на мировой рынок более 4 млн баррелей в сутки.

И вот такие страны отвоёвывают у ОПЕК+ место на мировом рынке. Этим возмущены, например, Казахстан и Иран. Впрочем, после удара ВСУ по КТК, американо-казахстанский нефтепровод всё-таки остановился. Сейчас он не работает. А в Иране аятолла Али Хаменеи приказал привести армию в полную боевую готовность к войне. Смогут ли они в апреле и мае поставлять нефть на рынок, и в каком количестве – не ясно.

Так или иначе, ОПЕК+ достаточно оперативно реагирует на ситуацию с ценами, и если они упадут слишком (до $60 за бочку), то майские квоты могут быть пересмотрены. Ближайшие две видеоконференции мониторингового комитета пройдут 14 апреля и 5 мая.