В Госдуме предложили улучшить законодательство об инвестировании в новые города

В последние годы в России реализуется ряд проектов по созданию новых городов, инициированных преимущественно частными инвесторами.

В Госдуме предложили улучшить законодательство об инвестировании в новые города
© Российская Газета

Эти населённые пункты разрабатываются как технологические центры, средовые города - то есть населённые пункты, в которых приоритет отдан формированию качественной городской среды, комфорта и социального взаимодействия, включая архитектурную планировку, благоустройство, доступ к общественным пространствам и социальной инфраструктуре, - или как туристические кластеры. Среди них - уже действующие города, такие, как Иннополис в Татарстане, Доброград во Владимирской области и Сколково в Москве, а также амбициозные проекты на стадии концепции, например АйтиГрад в Дагестане, Большая Майма в Алтайском крае и Микрополис в Якутии.

"Вложенные или планируемые инвестиции варьируются от нескольких миллиардов рублей до полутора триллионов, а предполагаемое население отдельных проектов сможет достигать 300 тысяч человек - столько предполагается в проекте "Южный" под Санкт-Петербургом. В совокупности заявленная численность будущих жителей по всем проектам может превысить 1,3 миллиона человек.Несмотря на масштаб этих начинаний, они развиваются в условиях правовой неопределённости. В действующем законодательстве отсутствует специальный статус для новых городов, создаваемых с нуля в рамках частно-государственного партнёрства. Это означает, что такие проекты не могут претендовать на системную поддержку со стороны государства, в том числе на финансирование инфраструктуры, строительство социальных объектов, подключение к транспортным узлам и участие в региональных и федеральных программах развития. В результате возникает ситуация, когда стратегически значимые инициативы остаются вне рамок комплексного планирования", - рассказал "Российской газете" депутат Госдумы, член Комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству Алексей Говырин (фракция "Единая Россия").

Чтобы преодолеть этот разрыв, по мнению законодателя, необходимо внести изменения в действующее законодательство, а также на уровне подзаконных актов закрепить особые положения, регулирующие создание и развитие новых городов. Требуется установить юридически определённый статус для таких населённых пунктов, возникающих в рамках частно-государственного партнёрства, с фиксацией ключевых параметров: минимального объёма инвестиций, предполагаемой численности населения, функционального назначения территории (технологический, туристический, социальный и т.д.). Также необходимо определить порядок предоставления земельных участков, проектирования и строительства инженерной и социальной инфраструктуры, ускоренные административные процедуры согласований и возможность временного управления до формирования органов местного самоуправления.

Помимо правовой базы, требуется институциональное сопровождение со стороны профильных федеральных органов. "В частности, необходимо обеспечить интеграцию таких проектов в стратегические документы Минэкономразвития, Минстроя и других ведомств. Это позволит включать города в государственные программы - например, в части субсидирования строительства школ, больниц и дорог. При этом речь не идёт о замещении частных инвестиций бюджетными средствами: задача государства - снизить административные и инфраструктурные барьеры, создавая условия, при которых частные инициативы смогут реализоваться в полной мере", - считает депутат.

Формализация правового статуса и создание управленческой рамки для новых городов обеспечат предсказуемость условий для инвесторов, позволят эффективно координировать развитие территорий, а также откроют возможности для планомерной демографической и экономической политики. "Такие города могут стать точками роста в регионах, где наблюдается отток населения и дефицит современных рабочих мест, и внести вклад в выравнивание социально-экономического положения внутри страны", - констатировал парламентарий.