Кто формирует денежные переводы из России в Кыргызстан
Согласно данным Национального банка (НБ) Кыргызстана, валовой объем притока в республику трансграничных денежных переводов, осуществленных в 2024-м через различные системы, банковские мобильные приложения и электронные кошельки, составил почти три миллиарда долларов, что на 10,5 процентов больше, чем в 2023 году.
Денежные переводы, основная часть которых традиционно поступает из России, и составляют чуть больше 93 процентов или 2,78 миллиарда долларов. При этом объем трансферов из Кыргызстана по сравнению с прошлым годом снизился на 20,6 процента. Но главные направления остались прежними. В Россию - почти 84 процента или около 372 миллионов долларов, в Турцию - без малого 13 процентов или 57,5 миллиона долларов.
Принято считать, что денежные переводы из России в Кыргызстан держатся на трудовых мигрантах, работающих и проживающих в РФ и отправляющих финансы на родину. Но у председателя правления ассоциации "Союз Торг" (Кыргызстан) Михаила Петрова своя точка зрения на этот вопрос.
- На мой взгляд, в значительной степени денежные переводы из РФ в КР - это, так сказать, оборот субъектов рыночной торговли, - сказал Михаил Петров. - Большая доля приходится на текстильщиков, отправляющих в Россию свою продукцию под брендом "Сделано в Кыргызстане".
По его словам, значительные объемы переводов не равны большим суммам сделок, но говорят о высокой скорости оборота.
- Все достаточно просто, - отметил он. - В течение месяца поставщик многократно отправляет небольшие партии товара. Получает оплату и тут же отправляет следующую поставку. Так и складывается объем денежных переводов. Кстати, еще один маленький, но важный нюанс. За последние годы наши предприниматели из обыкновенных продавцов превратились в профессиональных товароведов и аналитиков. Приобретенные навыки и стремление удержаться на плаву позволяют им работать в меняющихся обстоятельствах, быстро меняя алгоритмы взаимодействия с контрагентами и покупателями.
Эта ходьба "по острию ножа", в том числе в условиях санкций в отношении систем денежных переводов и банков, доступна только кыргызстанским предпринимателям, уверен Михаил Петров.
- Нашим соседям и конкурентам такая мобильность практически недоступна, - объяснил эксперт. - Это многолетний опыт проб и ошибок. И только он позволяет делать все быстро и качественно. То есть мы "нащупываем" необходимые модели намного быстрее и успешнее конкурентов. Именно это и позволяет с такой скоростью осуществлять оборот товаров и денежных средств.
В сложившейся ситуации негативную роль сыграли санкционные меры западных операторов и ограничения, введенные в Кыргызстане в отношении карт "Мир" и других финансовых продуктов, позволяющих проводить денежные операции между КР и РФ.
И вся эта сложная конструкция взаимодействия, по словам Михаила Петрова, функционирует успешно не благодаря, а вопреки. Хотя, уверен председатель правления "Союз Торга", Кыргызстан мог бы проигнорировать "ценные указания", данные западными регуляторами.
- По большому счету система SWIFT, за которую мы так цепляемся, республике не особо и нужна, - сказал он. - Мы могли бы перейти на китайский аналог - CIPS или на российский - СПФС. При этом, конечно же, остались бы банки, работающие со SWIFT. И таким образом интересы всех субъектов предпринимательства были бы соблюдены, а экономика республика не претерпела бы серьезных потрясений. В любом случае самые большие объемы денежных переводов у нас все равно осуществляются с Россией. Так зачем же мы сами себе создаем проблемы? Тем более, что доля товарооборота с европейскими рынками у нас минимальна. И даже если исключить их, у нас есть перспектива сотрудничества с ближайшими многомиллиардными площадками Пакистана, Индии и Ирана. Да, это не премиальные рынки, но с ними нужно налаживать отношения. Как и продолжать укреплять все виды партнерства с Россией, которая напрямую поддерживает нашу экономику.