Эксперты ВШЭ полагают, что цифровым платформам нужен рамочный закон
За последнее десятилетие во всем мире наблюдается взрывное развитие платформенной экономики, масштабы которого можно сравнить с индустриальной революцией. При этом ни одна из стран пока не смогла выработать гармоничную практику регулирования этого феномена. Эксперты НИУ ВШЭ, в результате проведенного исследования, пришли к выводу, что необходима единая законодательная рамка, которая обеспечит и защиту прав потребителей и государства и развитие платформ.
Научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, проректор, профессор факультет права Алексей Кошель и преподаватель Департамента политики и управления факультета социальных наук Екатерина Кручинская предложили концептуализацию типов регулирования цифровых платформ, основанную на качественном анализе отечественного и зарубежного опыта. Научная статья «Регулирование цифровых платформ как Bona fides: от экономической эффективности к норме» опубликована в журнале «Вопросы государственного и муниципального управления».
В настоящее время экономические институты всех стран переживают серьезную трансформацию и в ее центре — цифровые платформы, отмечают авторы статьи. Онлайн-торговля обладает околонулевыми трансакционными издержками в сравнении с традиционной торговлей благодаря мгновенному доступу к информации о продуктах и возможности быстро совершить покупку.
Электронная коммерция развивается экспоненциальными масштабами с 2010 г. В 2013 г. мировой рынок e-commerce в сегменте B2C достиг 1,2 трлн долларов, а рынок B2B — 13 трлн долларов. В 2017 г. общая стоимость платформенных компаний с рыночной капитализацией более 100 млн долларов превысила 7 трлн долларов, что составляет около 20% мирового ВВП. И этот тренд продолжится, по экспертным оценкам, вплоть до 2029 г.
Глубоко развитый рынок национальных цифровых платформ есть у трех стран — США, Китая и России. Общая оценка вклада в экономику четырех компаний-экосистем в США, которые работают на базе цифровых платформ, составляет около 20% акционерного капитала публично торгуемых компаний. Добавленная стоимость основных отраслей цифровой экономики составляет не менее 8% от ВВП Китая. В России, по оценкам экспертов, суммарный вклад цифровизации в прирост ВВП с 2024 по 2030 гг может составить от +2,7 п.п. до +6,7 п.п.. Также крупнейшими игроками на рынке платформ являются Европейский союз, Республика Корея и Индия. В этих странах нет собственных глобальных цифровых платформ, на их территории успешно функционируют международные.
При этом в каждой стране развитие цифровых платформ происходит по собственной траектории не только из-за их адаптации к экономическим условиям, но и во многом благодаря действующему в этой сфере законодательству.
«Необходимость задать регуляторные рамки деятельности цифровых платформ обусловлена тем, что главной составляющей эффективного функционирования рынка наряду с малыми трансакционными издержками выступает определение границ прав собственности. Если такие границы не определены, возникает достаточно высокий риск оппортунизма платформ, а также упущенных выгод для государства в виде недополученных налоговых поступлений — классический случай упущенных выгод по Пигу. Это ведет к парето-неоптимальности: выигрыш платформ не всегда компенсирует потери других участников рынка, что для государства является провалом в средней и долгосрочной перспективе», — отмечается в статье.
Авторы убеждены, что для эффективной работы рынка необходимы четкие и прозрачные правила, установленные законом. При этом степень государственного вмешательства не должна быть чрезмерной, чтобы не навредить развитию отрасли. Регулирование цифровых платформ должно создавать условия, при которых все участники рынка — платформы, пользователи и другие стейкхолдеры — были бы заинтересованы в сотрудничестве, а не только в удовлетворении собственных интересов. На сегодня это условие не достигнуто.
Во всем мире законодательное регулирование цифровых платформ все еще остается предметом дискуссий, которые ведутся более десятка лет.
«В отличие от традиционной экономической модели, цифровая среда с ее виртуальным, многоуровневым и непрозрачным характером создает информационную асимметрию, усложняя защиту прав потребителей. В связи с этим уровень защиты персональных данных и прав потребителей становится фактором устойчивости как цифровой, так и традиционной экономики, а в отдельных случаях — фактором национальной безопасности», — говорится в статье.
Ученые выявили два противоположных пути в развитии регулирования цифровой экономики. Первый — жесткое регулирование защиты персональных данных и антимонопольное регулирование при умеренном регулировании платформенной занятости. Второй — жесткое регулирование контроля качества и защиты персональных данных при умеренном саморегулировании цифровых платформ. Оба в недостаточной мере учитывают взаимосвязанность различных сфер.
В целом законодательство о цифровых платформах не совсем сбалансировано. До сих пор отсутствует пример единого рамочного закона в этой сфере, который определял бы правила игры для цифровых платформ в ряде ключевых опорных положений. Законодатель чаще всего реагирует на отраслевой прецедент, внося точечные изменения в отдельные нормативные акты. Такая практика регулирования, основанная на нормах, не скоординированных внутри юрисдикции, усиливает риск коллизий и ведет к неустойчивости развития платформенной экономики и к ее неэффективности.
По мнению авторов, учитывая масштабы развития платформенной экономики и ее повсеместное проникновение в различные отрасли, очевидна необходимость принятия рамочного закона. Отраслевое регулирование необходимо как вторичный механизм, дополняющий базовый закон.
При этом важно, чтобы регуляторные меры были соразмерны и не создавали неоправданных барьеров для входа на рынок или развития существующих платформ.
«Для достижения регуляторного баланса необходим переход от реактивного к проактивному законодательству, основанному на принципах фундаментальной целостности, но с демонстрацией гибкости и адаптивности», — резюмируют авторы статьи.