Эксперт Бриман: У российского пива есть все шансы заменить импортное

С начала 2025 года ставка на ввоз импортного пива из недружественных стран увеличилась в 10 раз - с 0,1 евро до 1 евро за литр. В связи с этим российские импортеры обратили внимание на альтернативные каналы поставок. Между тем у отечественной пивоваренной отрасли есть, что предложить потребителю.

Эксперт Бриман: У российского пива есть все шансы заменить импортное
© Российская Газета

Вслед за китайскими и вьетнамскими напитками дистрибуторы планируют начать ввоз продукции из Доминиканской Республики, сообщает издание "Коммерсантъ". Например, импортер алкоголя - ООО "Мировой трейдер" - уже получил декларацию о соответствии на пиво марок Presidente и Presidente Light, изготавливаемое Cerveceria Nacional Dominicana.

Однако есть ли в этом необходимость? Ведь, как рассказал "РГ" исполнительный директор Ассоциации производителей пива, солода и напитков Вячеслав Мамонтов, пивоваренная отрасль в России глубоко локализована. Продукция, произведенная в нашей стране, составляет более 95% от всего российского рынка пива.

"Мощности крупнейших пивоваренных компаний России способны удовлетворить потребности рынка высококачественной продукцией, ничем не уступающей по вкусу и качеству импортным образцам. Доля импортной продукции в структуре продаж на нашем рынке всегда была незначительной, согласно последним данным NielsenIQ, в 2024 году - 4,1%. В ответ на запрос потребителя на расширение ассортимента производители запускают новые локальные SKU, в том числе из премиум-сегмента", - отметил Вячеслав Мамонтов.

По его словам, повышение пошлин повлекло за собой изменение в структуре импорта: постепенно растут поставки пивоваренной продукции из стран, которых это увеличение не коснулось. В частности, стало больше ввозиться пива из Китая. Так, по итогам девяти месяцев прошлого года Поднебесная вошла в тройку крупнейших поставщиков напитка в Россию, нарастив объем поставок в полтора раза и экспортировав почти 30 тысяч тонн пивоваренной продукции.

Тенденцию поиска российскими импортерами альтернативных каналов поставок подтвердил и председатель совета Союза российских пивоваров Даниил Бриман. "Доминикана, как и другие страны, с которыми у России сохранились торговые отношения, рассматривается как один из возможных источников. Однако важно понимать, что пиво из таких стран будет занимать крайне ограниченную нишу на рынке. Оно вряд ли станет массовым продуктом из-за высокой стоимости и экзотичности для российского потребителя", - говорит эксперт.

Он подчеркнул, что доля импортного пива на российском рынке всегда была небольшой - до введения ограничений она составляла около 5%. Основными поставщиками традиционно являлись страны Европы: Чехия, Германия, Бельгия и Великобритания. Эти страны доминировали в премиальном сегменте, предлагая потребителю узнаваемые бренды и уникальные сорта.

"Сейчас, после введения пошлин и ограничений объемы поставок из этих стран сократились до минимума. Импортеры начали тестировать поставки из других регионов, таких как Китай, страны Юго-Восточной Азии, Латинской Америки (включая Доминикану) и Африки. Однако их доля пока незначительна и измеряется долями процента", - говорит Даниил Бриман.

По мнению собеседника, российские производители способны полностью заместить импортное пиво, ведь отечественная пивоваренная промышленность - одна из самых современных и развитых в мире. В стране представлены все сегменты: от крафтовых мини-пивоварен до крупных национальных игроков. Ассортимент российского пива охватывает все популярные стили - от классических лагеров до экзотических вкусов.

"Благодаря текущим изменениям на рынке и благоприятным условиям для местных производителей, происходит активное замещение импортных брендов. Это касается не только массового сегмента, но и премиального. Российские компании активно экспериментируют с новыми стилями, улучшают качество и предлагают потребителю свежий продукт с отличным сервисом", - отмечает эксперт.

Таким образом, по его словам, у российского пива есть все шансы не только заместить импорт, но и расширить свое присутствие на рынке, предлагая потребителю широкий выбор качественной и доступной продукции.