Лесопромышленники СЗФО предложили проработать отмену для РФ ввозных пошлин

АРХАНГЕЛЬСК, 14 февраля. /ТАСС/. Представители лесной отрасли СЗФО предлагают проработать возможность отмены ввозных пошлин на продукцию ЛПК, действующую для России в некоторых странах, в частности, в Алжире и Китае, сообщили ТАСС в пресс-службе губернатора Архангельской области Александра Цыбульского, который возглавляет комиссию Госсовета по направлению "Международная кооперация и экспорт". Пиломатериалы, которые ввозятся в Алжир, облагаются пошлиной 15%, при этом для аналогичной продукции из ЕС установлена нулевая ставка.

"Изменив подход к размеру пошлины, потребители пиломатериалов из Алжира смогут получить доступ к российской продукции высокого качества по конкурентным ценам и уйти от монополии стран ЕС", - приводит пресс-служба слова генерального директора ЗАО "Лесозавод 25" Дмитрия Крылова.

Это архангельское предприятие является крупным российским экспортером хвойных пиломатериалов и после закрытия рынков стран Европы увеличивает продажи в страны Азии, Ближнего Востока и Африки. Как показывает практика Туниса, с которым у предприятия выстроены экспортные отношения, отмена подобной импортной пошлины полностью себя оправдывает. Сегодня товарооборот с Алжиром на 99% представлен российским экспортом, из страны Россия импортирует только финики. "При этом мы ведем активную работу по расширению направлений сотрудничества, точечно прорабатываем поставки в Россию цитрусовых, плодово-овощной продукции. Надеемся, что последние переговоры, которые состоялись две недели назад, подтолкнут процесс двусторонних договоренностей и по заградительной пошлине", - отметил директор департамента двустороннего сотрудничества Министерства экономического развития РФ Павел Калмычек.

С аналогичным предложением об отмене ввозных пошлин на другой вид российской продукции - крафтлайнер, который используется в Китае при изготовлении широко импортируемого волокна для производства гофроупаковки, - на комиссии выступил вице-президент по связям с государственными органами и общественностью, советник председателя совета директоров группы "Илим" Владимир Славуцкий. Ссылаясь на прогноз отраслевого аналитического агентства Fastmarkets, он сообщил, что рост спроса на крафтлайнер в Китае до 2028 года составит 2,7 млн тонн, а одним из источников восполнения дефицита является импорт крафтлайнера из России. Российский продукт состоит из 100% первичного волокна, безопасного при прямом контакте с пищевыми продуктами, чем выгодно отличается от крафтлайнеров из других стран, часто содержащих в своем составе макулатуру. "По имеющейся у нас информации, начиная с 2023 года в Китае временно не взимается ввозная пошлина на ряд продуктов целлюлозно-бумажной промышленности. Но в то же время продолжает взиматься 5% ввозная пошлина на крафтлайнер, импортируемый в Китай из России", - пояснил Славуцкий, предложив членам комиссии Госсовета проработать возможность отмены действующей для России ввозной пошлины на крафтлайнер.

Цыбульский обратился к Министерству экономического развития РФ с предложением вынести вопросы, касающиеся отмены в Алжирской Демократической Республике и КНР пошлин на указанные виды товаров из России, на рассмотрение соответствующих межправительственных комиссий.

Транспортные проблемы

Гендиректор Архангельского целлюлозно-бумажного комбината Дмитрий Зылев высказался о необходимости решения проблемных вопросов, связанных с транспортировкой готовой продукции предприятий ЛПК. "Архангельский ЦБК нарастил объемы поставок своей продукции в дружественные страны контейнерными поездами. Потребность предприятия в месяц составляет до 15 контейнерных поездов, в основном в направлении Китая. При этом мы постоянно сталкиваемся с отсутствием возможности отгружать максимальное количество прямых контейнерных поездов по причине регулярного несогласования и неприема груза со стороны РЖД. Это приводит к затоваренности складов готовой продукции", - цитирует пресс-служба Зылева. Он предложил в качестве разрешения ситуации ввести временное квотирование экспортных прямых контейнерных поездов для лесопромышленного комплекса СЗФО и конкретно Архангельского ЦБК.

Зылев отметил важность альтернативного транспортного коридора в Китай и страны Юго-Восточной Азии через Северный морской путь. В частности, Архангельский ЦБК мог бы отправлять свою продукцию из порта Архангельск на Восток по СМП. На сегодня объем продукции предприятия для данного маршрута потенциально мог бы составить до 200 единиц 40-футовых контейнеров в месяц. "Лесозавод 25" готов ежемесячно отгружать до 400 единиц 40-футовых контейнеров. "Для осуществления этих отгрузок нужен экспедитор, который бы организовал предоставление и подсыл порожних контейнеров в Архангельск, перевозку по Северному морскому пути, а также доставку контейнеров до конечных портов назначения в Китае и странах ЮВА. При этом требуются конкурентоспособные ставки морского фрахта, тогда экономическая эффективность таких перевозок в принципе достижима", - добавил Зылев.

Цыбульский отметил, что субсидирование морских перевозок, с учетом резкой переориентации потоков грузов лесопромышленного комплекса на Восток, позволит в том числе и снять нагрузку с железнодорожных магистралей, которые сегодня являются перегруженными. Этот вопрос он предложил включить в повестку форума "Арктика - территория диалога" в Архангельске в марте.

Еще одно направление деятельности предприятий ЛПК - производство и сбыт топливных гранул и брикетов, крупным поставщиком которых в страны Евросоюза были предприятия Северо-Запада России. Прекращение поставок в ЕС заметно снизило экспортные возможности отечественных производителей. Компании ЛПК отмечают, что проблему сбыта топливных гранул может решить открытие для них китайского рынка, на сегодня установлен запрет на ввоз этой продукции в Китай.

Профильная комиссия Госсовета предложила рекомендовать Министерству экономического развития РФ вынести вопрос поставок пеллетного топлива в Китайскую Народную Республику на межправительственный уровень в рамках консультаций и переговоров с китайской стороной.