Погрузка зерна на сети РЖД в январе сократилась более чем на четверть
Сокращение железнодорожных перевозок происходит на фоне падения экспорта сельхозпродукции.
По оперативным данным, в январе 2025 года экспортный поток зерна упал более чем на 50%.
«У нас всегда [январь] падает традиционно, но никогда он не падал в 2 раза. Он падал по сезонным условиям, потому что это месяц новогодних каникул, во время которых останавливается работа, но никогда столь сильно», – сказал президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский.
По его словам, аграрии в сезоне 2023–2024 годов собрали хороший урожай, плюс оставались существенные запасы с предыдущего сезона, одного из рекордных за историю сельского хозяйства. Эти объемы нужно было где-то хранить. Оптимальным решением для хранения зерновых являются специализированные элеваторы.
Естественно, за их услуги нужно платить, но в условиях снижения мировых цен, а также роста издержек, прежде всего на логистику, владельцы урожая предпочли его хранить в иных местах. «В итоге никто не свозил на элеваторы запасы, [поскольку] это не окупаемо. Значит, складывали в амбаре с техникой», – отметил глава РЗС.
Все это сказалось на качественных характеристиках продукта, в том числе пшеницы 4 класса экспортных кондиций. Фактически было потеряно качество как минимум 10 млн т зерна, пригодного к экспорту, подчеркнул А. Злочевский.
В итоге товара, предъявляемого к экспортным поставкам, на сегодня не так много.