«Востокгосплан» разработал модель оценки устойчивого развития территорий ДФО

Аналитики «Востокгосплана» представили новое исследование, посвященное модели оценки устойчивого развития территориальных систем. Оно проводилось в 2024 году по госзаданию Минвостокразвития РФ. Пилотными субъектами выступили Камчатский и Хабаровский края, Еврейская автономная область.

Специалисты предложили подход, основанный на определении территориального богатства и оценке динамики его изменения. Поскольку это богатство можно оценить как сумму природного, человеческого и созданного капиталов, то и в подходе предлагается учитывать именно эти критерии.

Природный капитал учитывает ресурсы – водно-биологические, минерально-сырьевые, топливно-энергетические, лесные (древесные), земельные. В составе созданного капитала рассматриваются основные фонды, то есть произведенные и/или построенные активы. При расчете человеческого капитала учитывались доходы населения, численность рабочей силы, прожиточный минимум.

При этом, как отмечают в Востокгосплане, при первоначальном определении человеческого капитала в субъектах ДФО оказалось, что величина этого компонента по отдельным муниципальным образованиям занижена. Причина была в значительной доле неформальной занятости населения. Ученым пришлось ввести в расчетах специальный коэффициент, учитывающий долю занятых в неформальном секторе экономики.

Как отметила руководитель отдела исследования социально-экономических процессов, кандидат экономических наук Александра Кисленок, анализ показал, что не во всех региональных системах социально-экономическое развитие соответствует минимальным критериям устойчивого развития. Например, в Еврейской автономной области величина совокупного капитала за исследуемый период (с 2018 по 2022 годы) сократилась.

Ещё один важный вывод в исследовании касается влияния на регионы ДФО санкций (2022) и пандемии (2020). В научной работе они относятся к термину внешний шок.

Согласно анализу, шокоустойчивость экономики дальневосточных регионов выше, чем в среднем по России. Это обусловлено в том числе внешнеэкономическим сотрудничеством с дружественными странами АТР в период санкционного давления. Кроме того, на уровень шокоустойчивости территориальных систем влияние оказали меры государственной поддержки. В пандемию они были направлены на сохранение уровня занятости населения, а в 2022-м – на обеспечение бесперебойного функционирования крупных промышленных предприятий, пострадавших от ограничительных мер.