На танкере "Волгонефть-239" завершается очистка от остатков мазута

В выходные дни на корме останков танкера "Волгонефть-239", выброшенного штормом у мыса Панагия в Краснодарском крае, специалисты завершают очистку резервуаров от остатков мазута. Это не менее важный этап работ после того, как откачали основной объем нефтепродуктов с опережением графика. Как только трюмы будут полностью освобождены, то приступят к утилизации судна. На танкере побывали корреспонденты "РГ".

На танкере "Волгонефть-239" завершается очистка от остатков мазута
© Российская Газета

На площадке у кромки моря развернут мини-городок с полевыми палатками. Рядом дымится походная кухня. В пузатых баках из нержавейки уже томится гречневая каша с тушенкой и овощами. "Угощайтесь!", - приглашает журналистов повар, приоткрывая одну из крышек и зачерпывая половником рассыпчатую гречку. Под шум прибоя готовят обеды и ужины, в среднем на 150-200 человек, хотя мощностей кухни хватает, чтобы накормить целый батальон.

"Люди всегда приходят за добавкой, хотя порой сетуют на однообразное меню, но тут уж ничего не поделаешь, - замечает представитель администрации Темрюкского района Олег Глебов. - По возможности варим щи из капусты, густую армейскую похлебку, макароны по-флотски. Все получается вкусным, тем более свежий воздух способствует отменному аппетиту".

Субботнее утро на редкость солнечное и безветренное. Группа спасателей (как выяснилось в разговоре, профессиональный отряд МЧС из Челябинска участвует в ликвидации катастрофы с первых же дней) в привычных защитных комбинезонах готовят "КамАЗ" к погрузке мешков с собранным на берегу мазутом.

Чтобы фракции не вытекли наружу, сотрудники искусно разворачивают огромный пласт тента и устилают им весь кузов. На все про все уходит около пяти минут.

Пока идет погрузка, мы направляемся к обломкам танкера. Если изначально здесь была полоска камней и подступающие складки скал, то теперь удобная насыпная колея, протянутая для спецтехники. Для этого пришлось срезать часть обрыва. Сверху постоянно сыплются мелкие комья земли, почва глинистая рыхлая. Один из журналистов замечает над головами необычное старое укрепление. Оказывается, это остатки дота дальнобойной батареи капитана лейтенанта Спахова, дислоцировавшегося на Таманском полуострове в 1943 году. Вот так благодаря незапланированным техническим работам глазам неожиданно предстают полузабытые следы времен Великой Отечественной войны…

…Вырастает чуть накренившийся корпус танкера. Вокруг него соорудили защитную обваловку. Насыпь защищает судно от шторма и предотвращает от попадания мазута в море. На искусственном островке вплотную к корме обустроена специальная площадка, укрепленная бетонными плитами. Сюда подъезжают битумовозы. Всего задействовали восемь машин, но на завершающем этапе такого числа техники уже не нужно - сейчас остатки нефтепродуктов принимает только одна.

Поднимаемся на палубу танкера. С берега запахи мазута практически не слышны, но на корме испарения будто нависли густым невидимым облаком. У открытых грузовых люков их концентрация становится столь нестерпимой, что невозможно вдохнуть. Поэтому с уважительным замиранием слежу за тем, как специалисты Морского судового сервиса готовятся к очередному "погружению" в трюм. В защитных грубых одеждах, шапках, респираторах - они исчезают в черноте одного из люков.

Несмотря на то, что основной объем выкачан, сменной паре приходится двигаться внизу по пояс в смеси. С одной стороны гудящий вентилятор подает в помещение свежий воздух, с другой - вытягивает ядовитые пары.

- Работаем по 30-40 минут, с оглядкой на самочувствие, - рассказывает один из сотрудников Морского судового сервиса - И так без перерыва с 19 января.

Сейчас "ремонтники" просверливают отверстия стенок между основными и балластными танками, чтобы нефтепродукты попадали в основной отсек. Запущенный парогонератор разогревает его до текучего состояния. А такие свойства он приобретает лишь при температуре в 45 градусов. Завершает весь цикл на судне насосы, перекачивающие фракцию в битумовоз.

- Отверстия сверлим с помощью сухого бурения. В данной ситуации это самый безопасный и эффективный способ, - добавляет сотрудник.

В следующую минуту из маслянистой глубины раздается возглас. Напарники хватают деревянный шип, напоминающий дюбель и, обвязав его веревкой, бросают вниз.

- Нужно еще семь! - доносится из трюма.

- "Чопиками" мы заколачиваем отверстия в стенке между танками, - поясняет специалист. - Особенность бурения в том, что надо точно определить слои мазута и воды, и не допустить их перемешивания.

В это время за бортом в районе мыса регулярно курсируют юркие катера "Морспасслужбы". Патрульные группы обрабатывают воду сорбентом при обнаружении маслянистой пленки. В сутки уходит порядка 150 килограммов смеси из торфа и биопрепарата, она впитывает нефтепродукты и разлагается без вреда экологии.

Побывавший на месте ликвидации ЧС в морском порту Тамань вице-премьер Виталий Савельев сообщил, что сейчас идет подготовка проекта утилизации кормовой части судна как затонувшего имущества. Разработку проекта планируется завершить до 30 января. До начала производства работ по разделке судна будет предусмотрен ряд специальных мероприятий. "Все работы по разделке судна и его удалению должны быть полностью закончены к 31 марта", - следует из распоряжения капитана морского порта Тамань.

Кстати

В течение недели с 19 по 25 января из танкера "Волгонефть-239" в битумовозы было откачано 1488 тонн мазута, его перегрузили в 20 железнодорожных цистерн.

Тем временем

Накануне спасатели МЧС обследовали корму затонувшего в Керченском проливе танкера "Волгонефть-212" с помощью телеуправляемого подводного аппарата, сообщает Оперштаб Кубани. На экран такого устройства выводятся показатели глубины и температуры за бортом. Анализ данных показал, что протечек мазута нет. Грунт вокруг судна достаточно чистый, маслянистых пятен также не обнаружили. Корма танкера "Волгонефть-212" (именно из него на берег попала основная масса мазута) находится в 11 километрах от береговой линии. Отдельные фрагменты залегли на 20-метровой глубине. Мониторинг этого участка производится регулярно.