ЦБ сохранил ставку на уровне 21% из-за значительного замедления кредитования

Совет директоров на заседании по ключевой ставке рассматривал три варианта решения: сохранение ставки на текущем уровне в 21% годовых, повышение ее до 22% и, наконец, повышение ее до 23%. «Дискуссия была вокруг того, каким факторам, каким данным следует придать больший вес… здесь и сейчас», — рассказала в пятницу, 20 декабря, на пресс-конференции по итогам заседания совета директоров Банка России по денежно-кредитной политике (ДКП) председательница регулятора Эльвира Набиуллина.

По ее словам, с одной стороны, ЦБ наблюдает высокую инфляцию и возросшие инфляционные ожидания. «Но с другой стороны [прослеживается] очень сильное замедление кредитной активности, которое видно в данных и за ноябрь, и за первую половину декабря, дополнительная жесткость денежно-кредитных условий (ДКУ) из-за ограничений со стороны предложения капитала, которая вызвана усилением, если можно так сказать, банковского регулирования (скорее, нормализацией банковского регулирования) и свидетельство замедления [совокупного] спроса», — отметила топ-менеджер Банка России.

«По итогам обсуждения совет директоров счел, что с точки зрения вперед смотрящей политики более весомым сигналом является замедление роста кредита. Если это суждение получит подтверждение к февральскому заседанию, то можно будет утверждать, что требуемая жесткость ДКУ достигнута», — добавила она.

По ее словам, наряду с инфляцией, важным фактором при решениях по ДКП для регулятора является динамика кредитования, ситуация на рынке труда, а также наличие проинфляционных рисков со стороны бюджета и внешних условий. В данном случае, по последним данным, происходит «замедление [темпов] кредитования», «снижение жесткости на рынке труда» («мы не видим пока, что это очевидная тенденция, но появились признаки того, что перестал расти спрос на труд во многих отраслях»). «Поэтому надо смотреть на всю совокупность факторов», — отметила топ-менеджер ЦБ.

«Важным моментом является то, что это редкий случай, когда, наверное, Банк России обладал чуть более широким спектром информации, в частности, по фактической кредитной активности и по намерениям бизнеса и банков на предстоящие месяцы, следующий год в целом». – добавил заместитель председателя регулятора Алексей Заботкин. По его словам, ЦБ «шесть-восемь недель» находился «в очень плотном контакте и с реальным сектором, и с банковским сообществом».

«И мы видим, что и октябрьское решение – по ставке все-таки мы предприняли дополнительное значительное ужесточение в октябре, — и те автономные факторы, связанные с регуляторикой, которые сильнее стали ограничивать банки в способности наращивать кредитный портфель – они значимо сдвинули планы по наращиванию кредитных портфелей как на стороне банков, так и на стороне заемщиков», — заявил Алексей Заботкин.

«Мы принимаем решение, исходя из нашей оценки ситуации и нашего прогноза. В оценке этой ситуации мы в последнее время достаточно активно взаимодействовали и с банками, и с реальным сектором экономики для того, чтобы понимать, что происходит в экономике», — ответила Эльвира Набиуллина на вопрос о звучавшей в последнее время критике проводимой регулятором ДКП. «Критика нашей политики особенно обостряется в период высоких ставок, в период цикла повышение ставок. Я думаю, вы это уже наблюдаете на протяжении многих лет», — добавила она.

В пятницу, 20 декабря, совет директоров Банка России на своем заседании принял решение не менять ключевую ставку и сохранить ее на уровне 21% годовых. До этого ЦБ повышал ставку три раза подряд в 2024 году. Последний раз повышение произошло в конце октября — до 21%.