За 11 месяцев 2024 года нефтегазовые доходы бюджета России выросли на 25,7%
По данным Министерства финансов России, за 11 месяцев 2024 года доходы страны от продажи энергоресурсов увеличились почти на 26% по сравнению с аналогичным периодом 2023-го и достигли 10,3 трлн рублей. Полученная сумма оказалась на 1,2 трлн рублей больше спрогнозированного ранее уровня. В Минфине во многом объясняют это ростом цен на российскую нефть: уже почти полтора года сырьё отечественной марки Urals торгуется дороже установленного Западом потолка $60 за баррель. По словам аналитиков, попытки США и ЕС ограничить прибыль Москвы от экспорта углеводородов провалились. При этом доходы РФ, не связанные с продажей нефти и газа, тоже увеличились примерно на четверть и превысили 22,3 трлн рублей. В результате даже на фоне возросших расходов дефицит бюджета за год сократился почти в два раза.
За последний год доходы России от продажи энергоресурсов увеличились более чем на четверть. Такой вывод следует из опубликованных в понедельник, 9 декабря, материалов Министерства финансов страны.
По данным ведомства, с января по ноябрь 2024-го объём нефтегазовых поступлений в федеральный бюджет вырос на 25,7% по сравнению с аналогичным периодом 2023-го и составил 10,34 трлн рублей. Это на 1,24 трлн рублей больше ожидаемого ранее (базового) уровня.
«Нефтегазовые доходы… (выросли. — RT) преимущественно вследствие роста цен на российскую нефть… До конца года также ожидается устойчивое превышение поступлений нефтегазовых доходов над их базовым уровнем», — говорится в докладе.
С начала 2024-го российская нефть марки Urals торгуется в диапазоне $63—81 за баррель, свидетельствуют данные финансово-аналитического портала ProFinance. Примечательно, что уже почти полтора года котировки стабильно превышают установленный Западом потолок цен. Такое положение дел говорит о всё более слабом влиянии западных санкций на энергетический сектор и экономику России в целом, считает финансовый аналитик BitRiver Владислав Антонов.
«Нынешняя динамика нефтегазовых доходов бюджета свидетельствует о провале международных ограничительных мер. Рост произошёл преимущественно за счёт увеличения цен на российскую нефть и ослабления рубля, что показывает гибкость и адаптивность нашей энергетической стратегии. Конечно, у нас всё ещё есть трудности с расчётами, но бизнесу удаётся решать эти проблемы по мере их поступления», — отметил собеседник RT.
Напомним, в 2022 году, после начала специальной военной операции, США вместе с Европой и другими союзниками стали отказываться закупок нефти у Москвы и одновременно ввели ряд ограничений на операции с российскими банками. Затем ЕС и G7 запретили своим компаниям страховать и перевозить сырьё из РФ морем в другие регионы мира по цене выше $60 за баррель.
Свои действия Запад объяснил желанием надавить на Россию и лишить её прибыли от продажи углеводородов. В ответ на эти ограничения Москва ввела запрет на поставки энергоресурсов всем, кто требует соблюдения потолка цен при заключении контрактов.
Одновременно российские компании начали перестраивать торговые маршруты, но на первых порах были вынуждены предоставлять значительные скидки. Например, в начале 2023 года нефть эталонной марки Brent на мировом рынке торговалась в среднем по $82 за баррель, тогда как Urals покупали примерно по $47.
Впрочем, по мере освоения новых транспортных путей российские нефтяники стали уменьшать размер скидок. В результате уже в июле 2023-го стоимость барреля Urals поднялась выше $60 и с тех пор не опускалась ниже этой отметки.
«В целом можно говорить, что потолок цен не сработал, так как Россия уже давно продаёт нефть дороже $60 за баррель… Кроме того, значительную роль для бюджета сыграли и выросшие поступления от увеличения экспорта газа в Китай, а также от возросшего спроса на российский трубопроводный газ в Европе этой осенью», — рассказала RT ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова.
Внутренний ресурс
Наряду с нефтегазовыми поступлениями Россия заметно нарастила и не связанные с продажей энергоресурсов доходы бюджета. С января по ноябрь эта сумма увеличилась на 25,8% в годовом выражении — до 22,31 трлн рублей.
В частности, как рассказали в Минфине, за 11 месяцев 2024-го поступления в казну оборотных налогов, включая НДС, выросли на 16,6% и превысили плановый уровень. Это, в свою очередь, формирует устойчивую базу для дальнейшего опережающего роста бюджетных доходов, подчеркнули в ведомстве.
Общий объём доходов федерального бюджета с начала текущего года вырос на 25,8% — до 32,65 трлн рублей. В то же время расходы казны прибавили 23,7% и достигли 33,04 трлн рублей.
Таким образом, размер бюджетного дефицита с января по ноябрь составил 389 млрд рублей, или всего 0,2% ВВП. Это почти в два раза меньше, чем было за аналогичный период 2023 года (748 млрд рублей, или 0,4% ВВП).
Ранее в Министерстве финансов предполагали, что по итогам всего 2024-го расходы государственной казны превысят объём доходов почти на 3,3 трлн рублей (около 1,7% ВВП). Впрочем, по мнению Натальи Мильчаковой, реальный показатель может составить лишь около 0,1% ВВП. Похожей точки зрения придерживается и Владислав Антонов.
«Последние данные Минфина демонстрируют устойчивость российской бюджетной системы. Текущая динамика позволяет осторожно рассчитывать на минимальный дефицит или даже символический профицит в текущем году. Это характеризует нашу экономику как стабильную, способную контролировать бюджетные расходы и диверсифицировать доходные источники», — отметил Антонов.
Как ранее рассказал в интервью RT министр финансов России Антон Силуанов, в ближайшие три года размер бюджетного дефицита продолжит оставаться в пределах 1% ВВП. При этом государственная казна будет всё меньше зависеть от энергоносителей и опираться в основном на внутренние экономические источники, отметил глава Минфина.
«Общая доля денежных поступлений от продажи нефти и газа в доходах казны снижается. Если ещё несколько лет назад этот показатель составлял 35—40%, то в 2025-м он должен снизиться до 27%, а в 2027-м — до 23%. То есть мы идём к тому, чтобы доля волатильных доходов сокращалась и зависимость России от нефти и газа снижалась за счёт роста доходов от внутренней экономики», — пояснил Силуанов.
В 2025 году объём денежных поступлений в казну прогнозируется на уровне 40,3 трлн рублей, но уже в 2026-м показатель должен составить 41,84 трлн, а в 2027-м — 43,15 трлн. Бюджетные расходы тоже будут планомерно расти в течение следующих трёх лет. В 2025-м их сумма может увеличиться до 41,47 трлн рублей, в 2026-м — до 44,02 трлн, а в 2027-м — до 45,92 трлн.
Хотя государственные траты будут незначительно превышать объём доходов, власти продолжат в полной мере выполнять все свои социальные обязательства, а также собираются нарастить вложения в технологическое развитие страны. В свою очередь, бюджетный дефицит планируется покрывать за счёт заимствований, но уровень госдолга при этом сохранится на экономически безопасном уровне ниже 20% ВВП, прогнозируют в Минфине.
«Несмотря на все сложности и внешние препятствия, российская экономика держит удар и продолжает работать стабильно и уверенно. Судя по динамике исполнения бюджета, государство смогло не только сохранить финансовую систему, но и обеспечить рост экономики, найдя способы адаптироваться к новым условиям», — заключил Владислав Антонов.