«Жизнь для населения в Калининграде только ухудшится»: эксперты прогнозируют резкий рост цен в регионе
В Калининграде стоимость жизни будет расти, резкий скачок цен ожидается в 2025 году. Сгладить потрясения могла бы корректировка закона об ОЭЗ, об этом дискутировали в Калининградской торгово-промышленной палате.
По мнению президента Ассоциации мебельщиков региона Евгения Перунова, необходимо по-новому взглянуть на деятельность особой экономической зоны в области. В частности, корректировки требует режим свободной таможенной зоны, предполагающий льготы по уплате ввозных пошлин и НДС.
«Мы сделали экономические расчёты, попробовав на ввозе одного продукта условной стоимостью 10 тысяч рублей посмотреть, как изменялась стоимость этого товара с 2016 года и как она будет меняться до 2026 года. Мы все прекрасно знаем, что постепенно с вхождением в ВТО таможенная пошлина стала снижаться. Поэтому мы для расчёта взяли некую среднюю пошлину в 12%, и у нас получилось, что самое большое удорожание будет в следующем году», — отметил Перунов.
С 2025 года вступает в силу поправка в Налоговый кодекс РФ, касающаяся уплаты НДС при упрощёнке. Дробить бизнес запрещено, и по всем прогнозам, за первый квартал многие калининградские компании выйдут за пределы установленного лимита в 60 млн рублей. Тогда им придётся платить этот налог.
«Мы знаем, что с прошлого года некоторые крупные сетевые магазины, в том числе стройматериалов, уже начали работать с НДС, — рассказал Перунов. — А со следующего года перейдут на полную уплату. И те товары, которые у них были с НДС, не подорожают, а вот если они покупали их у партнёров на упрощённой системе налогообложения, соответственно, будет плюс 20 процентов к цене».
Генеральный директор АО «Инвестиционный металлургический союз» Олег Чернов заметил, что калининградский бизнес раздроблен наиболее сильно. «И вы это все прекрасно знаете. Задача правительства — создать единые условия работы с 2025 года. С Нового года дробление бизнеса достаточно чревато», — напомнил эксперт.
По словам Перунова, если отказаться от режима свободной таможенной зоны, придётся заплатить пошлину, НДС и эта цепочка протянется до торговых сетей. Конечное удорожание товара на полке составит всего 9,6 процента.
«Поэтому вопрос полемики, что приносит свободная таможенная зона — больше преференций или негатива? Есть те, кому она очень нужна, — крупные предприятия. Нет проблем — оставить их в режиме СТЗ, поставить под персональный таможенный контроль. Для таможни проще контролировать 100-150 таких резидентов, чем все товары, которые сюда ввозятся и вывозятся. Предприятия же, которым не нужна свободная таможенная зона, работают по общероссийским правилам, без процедуры идентификации, без уплаты различных платежей. Это позволило бы одному бизнесу продолжать пользоваться льготами, а второму, который их не использует, войти в зону комфорта, сократив колоссальные издержки».
Перунова поддержал владелец компании «Ушаковские верфи» Виктор Лидер. Он заявил, что нужны понятные пошлины и НДС: «Таможить «в лоб» и вывозить на территорию «большой» России. Пусть даже этот товар и пришёл к нам из России и с него уже взяли пошлину и НДС.
Мы готовы заплатить, но чтобы не было вот той нагрузки, которую сейчас несём — временной, нервной.
Таможенник может, как милиционер, — до столба. И всё, можем ждать месяцами, а заказчик ждёт товар. Потом штрафные санкции и всё такое. Это всё нервирует и заставляет задумываться, а зачем это всё? Кому нужно, пусть применяет и доказывает происхождение товара», — поделился своим мнением Лидер, отметив, что сейчас все логистические цепочки выстроены через «большую» Россию.
По утверждению Олега Чернова, в Калининградской области два полюса интересов — малый и средний бизнес и крупные компании. «Мы не можем подписывать долгосрочные договора, не знаем, что прилетит. И рисков у нас гораздо больше, чем в других регионах», - охарактеризовал он ситуацию.
Евгений Перунов предположил, что даже если режим свободной таможенной зоны удастся скорректировать, это не улучшит уровень жизни калининградцев.
«Жизнь для населения в Калининграде только ухудшится — НДС, рост транспортных расходов. Мы прекрасно понимаем, что стоимость паромов будет только расти. Это неизбежно. Рост цен на топливо. И размышляя, а что можно здесь сделать, у нас возникла идея вернуться к проекту зоны с нулевым НДС.
Сегодня, чтобы ни делал калининградский минэкономпромторг, это не приведёт к удешевлению жизни в регионе.
В Москве пачку калининградского масла я покупал в магазине за 170 рублей. В Калининграде — 250-270 рублей. По-другому не будет. Будет только рост цен. Введение зоны без НДС позволит не увеличивать нагрузку на жителей, снизить стоимость товаров на полке, а производители получат некий ресурс для конкуренции на территории России».
Начальник департамента Центра поддержки предпринимательства Калининградской области Павел Козлов подтвердил, что практика введения в отдельных регионах нулевого НДС есть.
«Допустим, на Канарских островах. Там только налог с продаж 5%. Это позволяет компенсировать отдалённость этого региона от «большой» Испании», — эксперт признался, что не берётся спрогнозировать, как к инициативе избавить калининградцев от НДС отнесутся федеральные власти.
Калининградский бизнес жалуется, что из-за удорожания логистики не в состоянии конкурировать с предприятиями в «большой» России.