Войти в почту

Марина Абрамова: «Преподавание — это тяжелый, но очень благодарный труд»

Сегодня у нас в гостях доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, лауреат Государственной премии, заведующая кафедрой банковского дела и монетарного регулирования Финансового факультета Финансового университета при Правительстве РФ Марина Александровна Абрамова. Вопросы ей задавал Артем Генкин. Марина Александровна Абрамова — Можно ли сказать, что вся Ваша жизнь ученого и преподавателя неразрывно связана с Финансовым университетом при Правительстве России (ранее — Московский финансовый институт (МФИ), Финансовая академия при Правительстве РФ. — Ред.)? А могло ли быть иначе? — Да, наверное, это так. Закончила МФИ, потом там же аспирантуру. Но затем меня направили на кафедру экономической теории в МГТУ им. Н. Э. Баумана, которую возглавлял проф. В. Д. Камаев. Я благодарна этому. Это была замечательная кафедра энтузиастов, создавших один из первых учебников по экономической теории в условиях рыночной экономики. Кстати, за этот учебник каждый из коллектива авторов получил значимую награду, став лауреатом Государственной премии. Затем я опять вернулась уже в Финансовую академию на кафедру банковского дела, которой руководил проф. О. И. Лаврушин. Могло ли быть иначе? Могло. Я закончила очень известную школу в Москве, в Чапаевском переулке — школу с очень углубленным преподаванием немецкого языка. Мой немецкий язык до сих пор во мне на уровне «Hochdeutsch». Было предложение после олимпиады поступить на факультет математической лингвистики в МГУ. Сейчас, наверное, это специальность «Фундаментальная и прикладная лингвистика». Но родители отговорили… — Кого из Ваших учителей, наставников, старших товарищей Вы чаще всего вспоминаете? Кто дал Вам «путевку в жизнь» в профессиональном плане? — Чаще всего вспоминаю проф. Атлас Мариам Семеновну. Это очень значимый человек для Финансового университета. Именно она предложила мне на госэкзамене поступить в аспирантуру, хотя я была уже распределена в банк… Ну а в профессиональном плане всегда буду благодарна проф. Мамоновой И. Д., Валенцевой Н. И. и Лаврушину О. И. — Столыпин, Ли Куан Ю, Эрхард… Практический опыт какого отечественного или иностранного экономиста или политика, по Вашему мнению, был бы наиболее полезен и востребован сегодня для возрождения отечественной экономики? — Для меня ближе идеи Людвига Эрхарда, хотя в сегодняшней ситуации, мне представляется, нет абсолютного аналога. Наверное, и быть не может. Должна появиться «своя» платформа возрождения экономики. Но, к сожалению, нет такого «лидера экономической мысли», каким был, например, Абалкин Л. И. — Существует ли «идеальная» ставка инфляции, и если да, то какова она? — Идеальная ставка инфляции — это уровень инфляции, который способствует или «не мешает» экономическому росту. Для нас, наверное, это, действительно 4%. Считается, что для России «опасна» инфляция в 10%. Пока официально мы ее не достигли. — Мы с Вами принадлежим к поколению жителей СССР, а затем России, которое на себе испытало последствия сразу нескольких денежных реформ. А какая из них Вам больше всего запомнилась и почему? — Для меня — реформа 1998 года, когда была проведена деноминация рубля, проведен обмен старых денег на новые в пропорции 1000:1. Но запомнилась — чисто эмоционально. Семьей мы плыли на корабле по Волге, гуляли то ли в Саратове, то ли в Самаре. Я обратила внимание мужа на странный курс рубля на вывеске… Когда мы вернулись на корабль, народ собирал вещи, чтобы ехать домой, ну а мы поплыли дальше. В конце концов, это всего лишь деньги… — Есть ли вероятность появления в современной России финансовой пирамиды, масштабами сравнимой с приснопамятным «МММ»? — Думаю, нет. Все-таки уровень финансовой грамотности сейчас не «на нуле». Хотя во все времена есть люди, которые считают, что именно у них есть особая «финансовая чуйка». — Как, на Ваш взгляд, изменится в США подход к денежно-кредитной политике после смены обитателя Овального кабинета, когда Байдена заменит Дональд Трамп? — Думаю, что не изменится. ФРС проводит сейчас смягчение денежно-кредитной политики. То же самое делают и европейские центральные банки. — Глобализация мировой экономики — благо или зло? Или на данном историческом этапе она уже осталась в прошлом и мы вступили в век новой деглобализации? — Сейчас век «новой деглобализации». Все сидят по своим «квартирам», отстаивая национальные интересы. Думаю, что это правильно. А сама глобализация — это объективный процесс, просто не надо этот процесс стимулировать и делать целью развития. — Вы становились лауреатом Общероссийской высшей общественной экономической премии «Экономист года», присуждаемой Вольным экономическим обществом России. Что в Вашем понимании явилось главным достижением, послужившим основанием для присуждения Вам этой почетной награды? — Очень почетная награда. Я стала не просто лауреатом, а первым лауреатом этой премии. Главное достижение — это большой объем учебников и монографий. Наверное, они все-таки качественные и востребованные. Хотя мне неловко это оценивать. — В составе рабочих и экспертных групп Вам нередко приходится давать рекомендации Правительству, Центральному банку, Министерству финансов… Ваши замечания воспринимаются конструктивно? Каков «процент» Ваших рекомендаций, к которым не только прислушались, но они еще и были реализованы? — Вы знаете, а ведь прислушиваются… Мы это видим, например, по материалам «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики…», по тому, как принимаются властями рекомендации в области платежей. — Что для Вас преподавание? Может ли, и если да, то чему, совсем еще «зеленый» студент или аспирант научить того, кто много десятилетий находится в профессии и знает ее нюансы досконально? — Преподавание — это тяжелый, но очень благодарный труд, если ты любишь свою профессию. Я встречаю своих бывших студентов в самых разных точках мира, даже, например, в Исландии. Я рада, что, видя меня, они не отворачиваются, чтобы быстро пройти мимо, а подходят и разговаривают, спрашивают, как дела, что нового. По поводу чему-то научить: у меня есть принцип «Уча, учись», поэтому студенты тоже учат преподавателя, если он (преподаватель) ведет разговор со студентами доверительно. — Вот уже несколько лет Вы руководите важным структурным подразделением огромного вуза. Как удается совместить в себе функционал ученого и администратора? Обществу полезны и нужны оба, но ведь в сутках всего 24 часа… — Да, это проблема. Приходится, действительно, много работать. Устаю, конечно. — Кто-либо из младших членов Вашей семьи решился пойти по Вашим стопам и заняться экономической и финансовой наукой? — Думаю, это будет младший внук, он уже в три года внимательно слушал мои истории про то, что такое деньги. Пыталась объяснить, после чего он стал копить денежки. На вопрос «зачем?» ответил: «Ни на что. Просто так».

Марина Абрамова: «Преподавание — это тяжелый, но очень благодарный труд»
© Инвест-Форсайт