Росморречфлот планирует доставлять грузы РФ в Китай и Турцию через Иртыш
МОСКВА, 20 ноября. /ТАСС/. Федеральное агентство морского и речного транспорт (Росморречфлот) рассматривает возможность доставки грузов в Китай и Турцию через Иртыш, который соединяет весь Обь-Иртышский бассейн и Северный Ледовитый океан с Казахстаном. Об этом заявил руководитель агентства Андрей Тарасенко на прошедшем на "Транспортной неделе" деловом завтраке, посвященном развитию транспортного каркаса Омской области.
"Этот логистический путь выводит к Южному пути (Новому шелковому пути - прим. ТАСС), который делает сегодня Китай. Он идет дальше на запад, до порта Актау на Каспии, и сейчас они смотрят, где еще ответвления сделать. Мы сегодня ведем переговоры с Китаем, Китай двумя руками за такое перемещение грузов, потому что у него тогда появляется выход [через Иртыш и Обь] в Северный Ледовитый океан", - сказал Тарасенко.
По его словам, возможность использования этого пути для доставки за рубеж продукции лесопромышленного комплекса уже рассматривает Архангельская область. "Там сегодня с логистикой очень тяжело. И они единственный путь сегодня видят через хаб в Омске, чтобы потом переправить груз в Турцию и так далее через Казахстан", - рассказал руководитель Росморречфлота.
Создание хаба в Омске
Он подчеркнул, что Иртыш активно использовался для перевозки грузов в советское время. "Но в связи с тем, что все кинулись на железную дорогу, реку забыл и потеряли. И теперь мы ее восстанавливаем с помощью губернатора [Омской области Виталия Хоценко], - отметил Тарасенко. - Омск мы посмотрели, он готов. Здесь [будет] отличнейший хаб c системой накопления и перемещения всего этого груза".
Как отметил Хоценко, в Омске, который расположен в самом центре страны, пересекаются Транссибирская магистраль, федеральные трассы, соединяющие европейскую часть России с Дальним Востоком и Казахстаном, к 2028 году планируется построить новый аэропорт Омск - Федоровка, который будет принимать все типы современных средне- и дальнемагистральных самолетов. "Это логистический потенциал, который мы еще не до конца раскрыли", - считает глава региона.
По его словам, в настоящее время по Иртышу доставляется только 400 тыс. тонн грузов, тогда как при СССР грузопоток превышал 10 млн тонн в обеих направлениях. "Иртыш - это трансграничная река, которая протекает по территории трех государств (Россия, Китай и Казахстан - прим. ТАСС). Причем она выходит <…> на Северный морской путь", - сказал он.
Внутрироссийская логистика
Тарасенко подчеркнул, что Иртыш также свяжет весь Обь-Иртышский бассейн, включая Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Омскую, Новосибирскую, Тюменскую области. "Это самые промышленные районы, все эти заводы, которые требуют сегодня крупного габарита. А его провести можно только по реке", - считает глава агентства.
Иртыш берет свое начало на западных склонах Монгольского Алтая и в районе Ханты-Мансийска впадает в Обь. Это крупнейший приток этой реки, его длина составляет 4 248 км. Иртыш вместе с Обью - самый протяженный водоток в России, третий по протяженности в Азии и шестой в мире.