Набиуллина рассказала, когда кредиты станут доступнее
Рост цен на подавляющую часть товаров и услуг говорит о том, что спрос заметно опережает скорость, с которой расширяются производственные мощности. Однако скоро все наладится: экономическая ситуация в стране находится в «переломной точке» — в ближайшее время ожидается замедление корпоративного кредитования, а затем с некоторым лагом и замедление инфляции. Это будет подтверждением того, что денежно-кредитная политика ЦБ достигла наконец требуемой жесткости, чтобы с учетом всех обстоятельств обуздать рост цен. Постепенное снижение ключевой ставки станет возможным лишь после замедления инфляции до 4 — 4,5 процента в следующем году. Об этом заявила председатель Центробанка Эльвира Набиуллина 19 ноября в Госдуме в входе рассмотрения Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов.
Рыночная ипотека должна стать доступнее
Повышение доходов граждан сопровождалось в последние два года беспрецедентным увеличением объемов кредитования. Это, в свою очередь, повлияло на инфляционные процессы в стране. Затормозить «разогнавшийся кредит», отметила Эльвира Набиуллина, оказалось не так-то просто. За 9 месяцев этого года объемы предоставленных населению кредитов выросли на 4,7 триллиона, а корпоративных — более чем на 10,5 триллиона рублей, уточнила она.
Признаки замедления, по ее словам, появились только во второй половине этого года и пока только в кредитовании населения. Его рост уменьшился почти вдвое по сравнению с первым полугодием. В том числе, по ее словам, замедлился и рост ипотеки. «Но это замедление с очень высоких уровней, которые не могли продолжаться долго. И это не драматическое падение, как его часто представляют, и уж точно не сжатие общего объема кредита», — сказала председатель ЦБ. Скорее сейчас идет возвращение к уровню первого квартала этого года, когда рынок еще не был так разогрет, пояснила Набиуллина.
Выход рынка жилья из состояния перегрева, по ее словам, это первый шаг к тому, чтобы доступность жилья снова стала расти. «Ведь для этого рост доходов граждан должен опережать рост цен на жилье», — добавила глава Банка России.
Вторым шагом, по ее словам, станет возвращение доступной рыночной ипотеки. «Сейчас она мало кому доступна, многим пришлось отложить покупку жилья. И мы понимаем, как важно быстрее вернуть рыночные ставки к умеренному уровню. Но этого можно достигнуть только при наличии низкой инфляции и никак иначе», — отметила Набиуллина.
Сейчас, по ее словам, рынок поддерживает «Семейная ипотека» — в октябре 54 процентов всех выдач ипотечных кредитов было обеспечено этой программой. «Всего по итогам года по ней может быть предоставлено кредитов на 2,2 триллиона рублей, что в целом сопоставимо с результатами прошлого года», — сказала глава ЦБ.
Сначала инфляция, потом ключевая ставка
Проводимая Центробанком жесткая денежно-кредитная политика позволит снизить инфляцию до 4,5 процента в следующем году, а после ее стабилизировать на уровне вблизи четырех процентов. Затем по мере торможения инфляции регулятор рассмотрит и постепенное снижение ключевой ставки, пообещала Набиуллина. «Если, конечно, никаких дополнительных шоков не будет внешних», — добавила она.
Главная же задача сегодня — это скоординированные действия всех структур, «потому что инфляция — это налог на бедных», убежден председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. «В этой ситуации повышение ключевой ставки Центрального банка, строго говоря, — это естественная реакция, когда регулятор обязан делать это в ответ на инфляционные риски», — заявил депутат.
При этом он заметил, что если «у Правительства задача — подстегнуть развитие экономики, выполнение социальных обязательств, то у Центрального банка задача, чтобы при обеспечении экономического роста страна не свалилась в гиперинфляцию».
С тем, что снижение инфляции является сегодня первоочередной задачей, согласен и глава Комитета Госдумы по экономической политике Максим Топилин. Именно ее высокие показатели являются риском для экономики, подчеркнул он.
Действия Центробанка по повышению ключевой ставки «неприятные, но вынужденные, чтобы изменить инфляционные процессы и взять инфляцию под контроль», подтвердил глава думского Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Однако ключевая ставка, по его словам, не единственный инструмент сдерживания инфляции и регулятор мог бы более активно использовать макропруденциальное регулирование.
«Создается впечатление, что Центральный банк здесь мог бы более активно поработать. Не надо было бы так повышать ключевую ставку, если бы в должной мере и оперативно были применены макропруденциальные меры», — отметил депутат.