Малая авиация в России требует новых инвесторов и бизнес-моделей

Региональные авиаперевозки, а именно их интенсивность и географический охват, являются четким маркером развития регионов России. В транспортной стратегии России на период до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года четко указано, что одним из барьеров "...на пути развития авиационной подвижности населения в регионах, особенно в удаленных и труднодоступных районах, является высокая себестоимость авиаперевозок в сравнении с уровнем доходов населения".

Малая авиация в России требует новых инвесторов и бизнес-моделей
© Российская Газета

Авиационная подвижность начинается с реконструкции существующих и строительства новых аэропортов за государственный счет. Планируется реализация транспортного национального проекта, для которого правительство предусматривает выделение 166 миллиардов рублей в 2025 году и в плановый период 2026-2027 годов. Согласно материалам к законопроекту, в 2025 году на аэродромы планируется направить 25,8 миллиарда, в 2026-м - 54,5 миллиарда, а в 2027-м - 85,6 миллиарда рублей. Это очень значительные суммы, но и их будет мало для полной модернизации всех аэропортов России.

На современном этапе развития транспортной инфраструктуры государство делает ставку на качество и функциональность строительства инфраструктуры. Так, аэропорты, являясь "воротами региона", выполнены на основе передовых информационно-технических технологий, с отделкой помещений и фасадов из высококачественных материалов и высоким уровнем безопасности на всех уровнях. Ставка на модель "сделать меньше, но лучше" оправдывает себя, так как плановый срок эксплуатации таких объектов повышается. Нельзя не отметить, что государство в полной мере задействует механизм государственно-частного партнерства, когда инвесторам предлагается существующая или возводимая инфраструктура аэропортов в длительную аренду при условии реализации инвестиционной модели развития аэропорта, этот опыт успешен в мегаполисах.

Так какие же средства необходимы для гармонизации авиационной подвижности населения нашей страны? Справедливо будет сказать, что развитие инфраструктуры региональных аэропортов полностью ляжет на расходы федерального бюджета как в ближайшие три года, так и в последующие периоды и составит суммы, в три-четыре раза превышающие заявленные на ближайшие годы. Проекты развития аэропортов долгосрочны - срок возврата инвестиций в условиях успешной реализации правильной бизнес-стратегии инвестора составляет около 10 лет. В настоящее время бизнес многих регионов не готов вкладываться в такие долгие проекты, оставляя в приоритете проекты с окупаемостью не более 3-5 лет. Таким образом, на период развития региональных аэропортов (исключая мегаполисы) государству в перспективе ближайших шести лет необходимо более 460 миллиардов рублей для реконструкции и строительства инфраструктуры. Бизнес же на основе государственно-частного партнерства должен вложить еще 200-220 миллиардов рублей. Получаем общий бюджет развития региональных аэропортов в районе 660 миллиардов рублей.

Есть ли спрос на пассажирские авиаперевозки в регионе, которые могли бы покрыть представленные выше затраты федерального бюджета и удовлетворить чаяния и надежды частных инвесторов? Здесь необходимо отдельно отметить сложившуюся практику пассажиропотоков в нашей стране и новые тренды, которые задаются внешнеполитической обстановкой в мире в последние годы.

По сложившейся практике жители регионов зачастую совершали перелеты в крупные города для дальнейшего следования за рубеж из расположенных там международных аэропортов. Этот пассажирский поток носил сезонный характер, пик которого приходился на летний период отпусков. Второй поток, также сезонный, - это студенты, обучающиеся в крупных университетах страны. Третий поток - служебные командировки, лечение, внутренний туризм и гостевые поездки. Именно эти три пассажиропотока позволяли отрасли осуществлять финансовое планирование, а бизнесу подстраиваться под текущий спрос на услуги.

События последних десяти лет обусловили необходимость развития внутреннего туризма в России, когда из мегаполисов реверсом пошли туристические потоки, интенсивные как в сезон летних отпусков, так и в период продолжительных праздников, особенно майских и новогодних. События 2022 года особенно сильно трансформировали структуру авиаперевозок, а санкции и нерыночные ограничения для российских авиаперевозчиков заставили отрасль туризма и обслуживающие ее авиакомпании встрепенуться, так как нужно было удовлетворять запросы граждан по новым зарубежным маршрутам и возрастающему спросу на перелеты внутреннего туризма. Эти обстоятельства еще сильнее актуализировали необходимость строительства новых региональных аэропортов, что нашло отражение в бюджете соответствующего нацпроекта. Поэтому сейчас совершенно очевидно, что все программы развития туристической отрасли в рамках национального туризма должны учитывать синергетический эффект от развития региональных авиаперевозок.

Создавать новые самолеты для региональной авиации нужно с оглядкой на рынок стран БРИКС

Вторым важным фактором развития региональной авиаинфраструктуры является, собственно, сам самолет. Драма авиастроения 1990-2000 годов закончилась, из нее мы вынесли полезные, но горькие уроки. Авиалайнеры нового поколения МС-21 и Superjet 100 призваны заместить выходящие из эксплуатации зарубежные аналоги и обеспечить не только региональные перевозки по России, но и по странам СНГ. Так, до 2030 года компания "Аэрофлот" по действующим соглашениям должна получить в лизинг 210 самолетов типа МС-21, 89 локализованных Superjet 100 и 40 Ту-214.

Государство стимулирует развитие авиаперелетов, субсидируя стоимость билетов из Центральной России на Камчатку, Дальний Восток и в Калининград. Для рентабельности перелета в зависимости от маршрута авиаперевозчики должны заполнить авиалайнер пассажирами минимум на 25-30 процентов, а эта цифра достижима не всегда. Именно по этой причине рейсы объединяются или сокращаются до 1-2 в неделю.

Особое значение имеет безопасность перелетов, которую в России всегда соблюдали и совершенствовали. Пилоты должны быть подготовлены не только для работы на новых авиалайнерах, но и знать особенности функционирования аэродромов вылета и прилета, запасных аэродромов, готовых принять их борт в аварийной ситуации.

Существует в регионах и малая авиация. Она включает и вертолетный парк, сконцентрированный в основном в труднодоступных горных регионах Cеверного Кавказа и Арктической зоны России. Такие машины свободно функционируют и при отсутствии хоть какой-то взлетно-посадочной полосы, но такие перевозки чаще всего совершаются по служебной необходимости или в связи с экстренными ситуациями: необходимостью срочной госпитализации, ликвидации чрезвычайных ситуаций и так далее.

В настоящее время решается вопрос с сертификацией самолета Ан-2, способного садиться на подготовленный грунт. Этой модели еще предстоит преодолеть горнило сертификации для соответствия новым требованиям и пройти путь модернизации авионики и двигателя. Однако после этого современная версия Ан-2 станет прорывом в авиаперевозках между регионами, ведь ему для постоянных перелетов не потребуется дорогая инфраструктура.

Каким видится выход из сложившейся ситуации, когда национальный туризм, да и сложившиеся потребности жителей регионов требуют повышения качества и количества авиатранспортной доступности? Выходом могут стать привлечение к проблеме субъектов крупного бизнеса, действующих в регионах. Так, например, корпорации добывающих отраслей могут субсидировать перелеты своих вахтовиков из регионов на предприятие, а также своих сотрудников в отпуска. Конечно, компании могут развивать и инфраструктуру аэропортов, в частности в моногородах, население которых обслуживает одно или несколько больших предприятий.

Внимание к транспортной инфраструктуре со стороны государства вкупе с эффективным бизнес-планированием и государственно-частным партнерством даст серьезный эффект в отрасли и в вопросе авиационной мобильности регионов.

Однако стоит отметить, что проблемы в отрасли - это проблемы роста экономики России. Ведь бум объема внутреннего туризма обусловили актуализацию проблем авиадоступности регионов, санкционные ограничения недружественных стран поставили ребром вопрос создания новых моделей среднемагистральных самолетов, а дальнейшее развитие промышленности на Дальнем Востоке и в Сибири совсем скоро поднимет вопрос о строительстве аэропортов в новых городах-спутниках крупных производств.

Важно, чтобы планирование и предшествующее ему прогнозирование учитывало динамику среды рынка, политических рисков и возможностей, которые дают интеграционные объединения, прежде всего БРИКС. Нужно помнить, что эти страны не только являются перспективными туристическими направлениями, но и крупными рынками авиационной техники всех типов, с которой наши самолеты должны успешно конкурировать как по качеству и цене, так и по доступности запчастей для их обслуживания.