Войти в почту

Регулирование транспортных потоков, диалог девелоперов и власти: как будет развиваться Казанская агломерация

На форуме "РЕБУС" власти Татарстана и застройщики обсудили проблемы и перспективы развития территорий

Регулирование транспортных потоков, диалог девелоперов и власти: как будет развиваться Казанская агломерация
© Реальное время

Темпы жилищного строительства в Лаишевском районе Татарстана следует наращивать с осторожностью, чтобы не столкнуться с перегрузкой транспортной и социальной инфраструктуры, считает замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ Татарстана Владимир Кудряшев. В свою очередь, Зеленодольский район за счет создания новых жилищных комплексов надеется окончательно переманить казанцев, которые работают в его промышленных зонах. На сессии "Нагломерация наступает. По любви или вынужденный выбор?" в рамках Международного форума "РЕБУС" эксперты обсудили проблемы и перспективы развития Казанской агломерации. Подробнее — в материале "Реального времени".

Как уберечь Лаишевский район от транспортного коллапса

Сегодня в России наблюдаются рекордные темпы жилищного строительства, сообщила в начале сессии ее модератор — полномочный представитель Российской гильдии управляющих и девелоперов в Татарстане Елена Стрюкова. В 2023 году в стране было введено более 110 млн кв. м жилья. В нашей республике этот показатель был равен 3,5 млн кв. м. С учетом нехватки земельных участков в черте города основная доля ввода приходится на агломерации, что приводит к перегрузке инфраструктуры. Для решения этой проблемы в Татарстане с федеральной поддержкой реализуют ряд масштабных инфраструктурных проектов, например Большой Зеленодольск и Лаишевский узел.

— Надеемся, что все-таки случится проект "Казань марина", расположенный на территории Лаишевского района, в непосредственной близости от Лаишево, — сказал замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Владимир Кудряшев. — Там серьезнейший потенциал жилищного строительства. На сегодняшний день порядка 4,5 млн кв. м в принципе можно построить благодаря утвержденным и разработанным документам: либо выданному разрешению на строительство, либо утвержденному проекту планировки.

Но без развития транспортной и социальной инфраструктуры такой объем работ приведет к росту напряженности у населения и коллапсам на дорогах. Поэтому власти определили, когда и в каком объеме можно будет вести жилищное строительство и при каких условиях допустимо увеличение его объема, заверил спикер.

Зеленодольск пытается переманить казанцев

Зеленодольский район пошел по пути развития индустриальных парков. Только за счет логистических центров на его территории появилось более 26,5 тыс. рабочих мест, сообщил главный архитектор города Дамир Шакиров. Чтобы сотрудникам было где жить, на территории Большого Зеленодольска планируется строительство более 5,5 млн кв. м жилья. Спикер порадовался, что в район приходят федеральные застройщики. Так, ФСК реализует проект жилого комплекса "ФоРест". Название еще одного застройщика Шакиров пока раскрывать не стал: пока компания готовится презентовать свои планы.

Эксперты затронули и тему маятниковой трудовой миграции.

— Я семь лет живу в Казани, но езжу на работу в Зеленодольск. Раньше я ездил с утра в одиночестве. <...> Сейчас же, через семь лет, когда мы реализовали все эти промпарки, ситуация такая: и навстречу [из Зеленодольска в Казань идет] поток, и из Казани в сторону Зеленодольска, — поделился глава исполкома Зеленодольского района Зульфат Хабибуллин.

Он выразил надежду, что в будущем транспортная ситуация станет более благоприятной. "После того как все наши девелоперы построят комфортные жилые комплексы около этих рабочих мест, народ будет выбирать места для жительства поближе к работе", — считает спикер.

Главный архитектор ГК "А101" в Санкт-Петербурге, руководитель направления предпроектной подготовки инвестиционно-девелоперских проектов группы Елизавета Гречухина считает: маятниковая миграция может существовать, но ее важно регулировать. Как это сделать? При реализации девелоперских проектов создавать места приложения труда, где могут работать жители новых районов. Это поможет сократить время, затрачиваемое на дорогу.

Эксперт подчеркнула: исследования говорят о том, что уровень счастья людей, которые тратят на дорогу до работы больше полутора часов, резко снижается. А значит, задачей девелоперов и регуляторов является комплексное создание рабочих мест рядом с местами проживания, заявила Елизавета Гречухина.

— Когда мы развиваем территорию по схеме гринфилд (подход, который подразумевает создание нового района на еще не освоенной земле, — прим. авт.), то, конечно, просчитываем потенциальную нагрузку на транспортную сеть. Но самое важное — создать условия для работы внутри нашей территории: [этому служат] все коммерческие первые этажи, отдельно стоящие торговые комплексы, социальные объекты, а также большие якорные проекты, которые станут точкой притяжения для всей Центральной России. Сегодня порядка 35% жителей не уезжают с территорий, где живут. 65% куда-то едут работать. Такой баланс мы считаем хорошим. То есть город не "вымирает" днем, территории наполнены людьми, — рассказала она о подходе ГК "А101".

Развитие агломераций невозможно без политической воли властей

Создание в новых районах мест приложения труда — это общая задача девелоперов и властей, неоднократно говорили в рамках сессии "РЕБУСа". Елизавета Гречухина также разделяет эту точку зрения. По ее мнению, чтобы такой диалог сложился, всем сторонам необходимо общее понимание целей и умение говорить на одном языке.

Примером такой коммуникации спикер назвала проекты ГК "А101" в Новой Москве. "В этой локации мы видим один из уникальных не только для российской, но и для мировой практики примеров эффективного взаимодействия девелоперов и властей. Здесь не просто построены в чистом поле новые районы, они сразу же обеспечены транспортной инфраструктурой. При этом власти с помощью инструментов градпланирования, а также софинансирования способствуют появлению в новых районах масштабных деловых проектов: здесь будут построены бизнес-кварталы, крытый аквакурорт и даже целый горнолыжный комплекс. Таким образом, территория развивается гармонично, а уровень комфорта жителей растет, как и размер выплачиваемых в бюджет налогов", — рассказала эксперт.

В рамках сессии она как раз поделилась опытом компании по реализации комплексной застройки в Новой Москве и Ленинградской области. Также гостья оценила развитие Казанской агломерации.

— Меня поразило количество инфраструктуры и земельных площадей, связанных с развитием рабочих мест, логистических комплексов. В среднем российском городе обычно принято, что 70% территории отведено для жилья, 30% — для мест приложения труда. Исходя из того, что я увидела, у вас мест приложения труда в пропорции значительно больше. Интересно порассуждать, с чем это связано, действительно ли они все востребованы и заполнены инвесторами, — размышляла она.

Для развития Казанской агломерации необходимо улучшать и коммуникацию между муниципалитетами. Так, замминистра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства республики посетовал: "У нас в 2018 году было подписано межмуниципальное соглашение по вопросам агломерационного развития между Казанью и пятью пригородными районами. Но дальше этот документ никуда не пошел".

Владимир Кудряшев напомнил о прозвучавшем на пленарной сессии "РЕБУСа" предложении создать координационно-аналитический центр, который будет готовить решения по развитию агломерации. Подобный орган поможет наладить взаимодействие, надеется спикер. "Мы сейчас вместе с Институтом пространственного планирования такие предложения тоже будем готовить и выносить на уровень правительства республики", — сообщил он.

Что станет драйвером развития Казанской агломерации в будущем — частные дома или многоквартирные? По словам Елены Стрюковой, сегодня многие крупные эксперты говорят об урбанизации, прогнозируют, что в городах будут жить до 75% населения. В то же время число организованных коттеджных поселков вблизи столицы Татарстана растет с 2004 года. 20 лет создавался первый такой объект, а сегодня их насчитывается более 73, и это не считая стихийных застроек. Так что в Казанской агломерации наблюдаются разнонаправленные тенденции: и развитие рынка МКД, и интерес к загородной жизни, подстегнутый со времен пандемии, заключила модератор сессии.