РСПП рекомендовал ЦБ регулировать курс доллара для ВЭД
Обновлено в 21:20
Российский союз промышленников и предпринимателей предложил ЦБ регулировать курс доллара для участников внешнеэкономической деятельности. Об этом говорится в основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2025-2027 годы.
В союзе считают, что можно временно установить контроль над курсом рубля, поскольку из-за санкций и ухода иностранцев с российского валютного рынка он стал нестабильным, а резкие колебания рубля снижают его привлекательность как для сбережений, так и для инвестиций, особенно по сравнению с контролируемым курсом юаня к доллару.
Например, в этом году колебания курса рубля к юаню превышали 22%, тогда как волатильность юаня к доллару США была не выше 4%, поскольку оншорный, то есть внутренний, курс китайской валюты к американской контролируется Народным банком Китая и может колебаться лишь в пределах 2%.
Сильно ли мешают бизнесу колебания курса рубля? И надо ли его регулировать? Об этом Business FM спросила у представителей бизнеса.
Гендиректор MB-Barbell Вадим Маркелов:
«Мы являемся экспортерами, то есть мы производим продукцию и экспортируем. Чем слабее рубль, чем больше рублей получим за проданную валюту, тем нам более выгодно. Так как мы используем отечественные материалы, инфляция меньше, а в рублевом эквиваленте мы получаем больше прибыли. Поэтому в этом направлении для экспортеров плюс. Предпринимателям, которые занимаются импортом, наоборот, требуется крепкий рубль. Мы гибкие, мы приспосабливаемся к любой ситуации. То есть те колебания, которые сейчас происходят, абсолютно нам не угрожают, мы будем комфортно себя чувствовать. Сейчас собираются урегулировать. Ну, урегулируют, мы выросли при регулировке, когда доллар стоил 62 копейки, мы покупали его по 3 рубля. Это все было уже пройдено, поэтому мы выросли на этих регулировках, возвращаемся по тому же кругу».
***
Директор компании «Промет» Алексей Петров:
«Наша компания является как экспортером, так и импортером, поэтому курс российской валюты влияет на нашу компанию как с одной стороны, так и с другой. Нам, как и любой компании, с точки зрения что импорта, что экспорта гораздо более интересен стабильный курс валют, но стабильный именно рыночный курс валют, когда мы можем как купить, так и продать по стабильному курсу. Сейчас сложилась ситуация, при которой, на мой взгляд, регулирование курса вообще не происходит. То есть Центробанк устранился от этого вопроса. Есть огромное количество методов влияния на курс. Я как экономист категорически против административных методов регулирования курса, все-таки, на мой взгляд, курс должен быть однозначно только рыночным — единый курс для всей страны. Если мы будем иметь несколько курсов — это худшее, что можно придумать для нашей экономики».
Комментирует эксперт финансового рынка Андрей Бархота:
Андрей Бархота эксперт финансового рынка «Одна из основных причин, по которой необходимо регулировать валютный курс для целей внешнеэкономической деятельности, состоит в том, что фактически процентные спреды по рублям очень сильно отстали от инфляционных показателей. Иначе говоря, инфляция продолжает расти, инфляционные ожидания остаются высокими, хотя процентные ставки в рублях многократно превышают официальные показатели инфляции. Такие расчетные единицы, как рубль, сейчас годятся для внутренних расчетов, и то с большой оговоркой, но для внешнеэкономических расчетов рубль стал непривлекательной валютой. В ситуации, когда мы имеем санкционную проблематику и аномально высокие процентные ставки, наши внешнеэкономические, внешнеторговые партнеры предпочитают использовать национальные валюты, то есть те же рупии, юани, у которых процентная ставка однозначная, меньше 10%. Это очевидно выгоднее с точки зрения транзакционной стоимости, нет необходимости покупать производные финансовые инструменты. Пока ставка высокая и сохраняются определенного уровня риски, необходимо, чтобы курс для целей экспорта-импорта определялся по какой-то формуле либо был привязан к какому-то длительному индикатору для того, чтобы можно было заключать контракты не с исполнением прямо сейчас, а через три-шесть месяцев. В текущей ситуации это вполне адекватная инициатива, и она имеет все шансы на реализацию, потому что плавающий курс может очень сильно повлиять на выручку от экспорта-импорта, причем без изменения физических объемов этого экспорта-импорта. Ну и за счет, например, двукратной девальвации».
Регулятор напрямую не управляет курсом рубля, но принимает решения по ставкам, чтобы стабилизировать его, а вот попытки привязать рубль к другой валюте не привели бы ни к чему хорошему, учитывая ограниченные валютные резервы ЦБ. В условиях ограниченных международных платежей колебания курса неизбежны и повлиять на них сложно, считает главный экономист «БКС Мир инвестиций» Илья Федоров:
Илья Федоров главный экономист «БКС Мир инвестиций» «Центральный банк не является эмитентом иностранной валюты, он может влиять на курс посредством внутреннего спроса, ставками, но все это не является ключевой его задачей. В данном случае стабильность курса будет достигаться через более низкую инфляцию, прогнозируемость уровня цен. Естественно, чем меньше инфляция, тем меньше предложение рублей и давление на номинальный курс. Банк с этим совершенно спокойно может справиться в ближайшей перспективе, поэтому я здесь не вижу каких-то серьезных проблем. Если же мы хотим таргетировать курс, то история знает довольно много примеров неудачных попыток, для этого как минимум нужны серьезный профицит текущих операций и достаточно большие резервы. У нас у ЦБ нет очень больших резервов, и те остатки валютной ликвидности, которые есть, не очень большие, и Банк России к ним относится довольно рачительно. Спалить резервы можно очень быстро, мы это знаем, поэтому даже при всем желании контролировать курс сейчас невозможно, именно в той конструкции экономической, которую мы сейчас имеем. У нас довольно нестабильная конструкция на валютном рынке, внешние условия могут резко меняться, и это постоянно влияет на предложение валюты со стороны экспортеров. Есть проблема с заводом валюты на внутренний контур довольно серьезная, под нее время от времени либо подстраиваются, либо сокращают. Валютный рынок стал достаточно тонким, и волатильность выросла: это некоторая новая реальность, в которой мы живем, к этому нужно привыкнуть, просто такая сейчас структура валютного рынка, повлиять на нее мы уже, к сожалению, никак не можем».
РСПП также предлагает, чтобы ЦБ участвовал в операциях на валютном рынке через российские банки, которые еще могут работать с иностранной валютой. Это позволит уменьшить резкие скачки курсов долларов и евро.
Кроме того, бизнес предлагает зачесть замороженные за рубежом активы в пользу российских компаний, используя их, например, для финансирования госпроектов. Союз также обратил внимание на необходимость ограничить валютные позиции банков, чтобы уменьшить спекулятивное давление на рубль.