Войти в почту

Миграционное сальто-мортале: что ждёт рынок труда ДФО без иностранцев

Под запретом – сорок один ОКВЭД

Регионы Дальнего Востока взяли курс на ужесточение миграционной политики. В Хабаровском крае с 2025 года запретят привлекать иностранных граждан с патентами в качестве водителей общественного транспорта и такси. Также им будет запрещено трудиться на предприятиях, оказывающих услуги электро-, газо- и водоснабжения, работать по найму на физлиц.

Соответствующее постановление за подписью губернатора Дмитрия Демешина от 7 ноября включает шесть видов деятельности. Среди них указаны регулярные перевозки пассажиров междугородним транспортом и запрет на труд в частных хозяйствах, которые производят товары и услуги для собственного потребления.

Подобные ограничения с 2025 года установят в Камчатском крае, Сахалинской области и других субъектах. Самую жёсткую позицию занял Приморский край. Сейчас инициатива проходит оценку регулирующего воздействия. В списке — 41 вид экономической деятельности. Под запрет попадают сбор, хранение и утилизация отходов, производство лекарств, практически все виды перевозок, курьерские услуги. Мигранты с патентами не смогут работать на некоторых производствах, в сфере образования (ОКВЭД 85), здравоохранения (ОКВЭД 86), социальных услуг (ОКВЭД 88).

Появившийся в открытом доступе проект документа вызвал большой резонанс. Не все оценили его положительно. Так, у предпринимателей возникли замечания относительно фактически полного запрета на работу иностранцев в сфере автобусных перевозок и услуг такси.

«Более 80 процентов автопарка попадёт в простой, что я считаю существенными материальными издержками. Это только в моей организации, а у нас около 100 автомашин. У коллег в целом ситуация такая же, насколько мне известно. Получится ли со временем урегулировать проблемы с водительским составом и в какой срок, ответить сложно. Не исключаю риски прекращения деятельности ввиду больших издержек и отсутствия поступлений средств», — такой оценкой поделился владелец одной из компаний, предоставляющих услуги легкового транспорта.

аксист из Узбекистана показывает свой месячный заработок во Владивостоке – более 170 тыс. рублей. фото: Юлия Пивненко

Предприниматель Владимир Колесников считает, что запреты негативно влияют на качество пассажирских перевозок. Подобные меры в Приморье вводились в 2024 году — тогда постановление губернатора учитывало только 7 видов деятельности, включая автобусные перевозки.

Руководители автотранспортных предприятий сообщают, что при этом запрете нехватка водительского состава на муниципальных маршрутах составила в среднем 20-25 процентов. Соответственно, увеличилось количество жалоб со стороны пассажиров. О дефиците администрация Владивостока уведомила краевое правительство в обращении за подписью вице-мэра Евгения Бавина.

При этом нельзя не отметить, что и в Хабаровске, и в Приморье проекты постановлений поддержали большинством голосов.

«Снизится конкуренция на рынке трудоустройства. Масса российских граждан хотят оказывать услуги водителей такси и общественного транспорта, но иностранные специалисты демпингуют размер заработной платы. Нередко они готовы работать в нарушение Трудового кодекса, при этом «черные» заработные платы перечисляют себе домой», — так выразил свою позицию один из участников обсуждений.

Сухая статистика

Только в Хабаровском крае за первое полугодие 2024 года выявлено более 6 927 административных правонарушений в сфере миграции. Часто это работа без разрешительных документов. Также мигранты могут трудиться не по виду деятельности, указанному в документе. За отчётный период нарушителей миграционного законодательства оштрафовали на 17 720 000 рублей. Такой статистикой поделилось Управление МВД России по Хабаровскому краю.

В 2023 году из региона в судебном порядке выдворили 894 иностранных гражданина. Въехал в Хабаровский край 12 481 иностранец. Гражданство получили 3 943 человека, из них в упрощённом порядке — 3 907.

Тематическое фото. автор/источник: UladzimirZuyeu/Shutterstock

Оформлено 6 220 разрешений на работу (+51 процент по отношению к 2022 году).

И здесь возникает вопрос, достаточно ли мер принимается в сфере миграционного контроля. Некоторые участники обсуждений считают, что необходимы более радикальные решения.

«Нужен запрет на деятельность не только обладателям патента, а всем иностранным специалистам, осуществляющим трудовую деятельность без надлежащего подтверждения профессионального образования. Также следует запретить осуществление рыночной и мелкооптовой торговли, ведь нередко высококвалифицированные специалисты въезжают таковыми, а после арендуют авто или прилавок», — предложил один из участников обсуждений.

«Помимо этого, нужно принять акт, по которому мигранты могут приезжать на работу только по приглашению конкретного юридического лица, которое также будет нести солидарную ответственность за действия своего специалиста», — считает другой участник.

Кадры решают всё

Встаёт вопрос о том, насколько миграционная политика соотносится с кадровым голодом на Дальнем Востоке.

Согласно Росстату, в Хабаровском крае безработица на конец июня составила 0,34 процента. Это тревожная статистика, которая означает, что экономике не хватает рабочих рук.

Немногим лучше ситуация в Приморье, где каждое третье рабочее место, создаваемое новыми предприятиями, по словам главы Минвостокразвития Алексея Чекункова, остаётся незанятым. В то же время к 2030 году в ТОРах и свободном порту Владивосток планируется создать 230 тыс. рабочих мест, из них уже в наличии 120 тыс.

Опросы работодателей показывают, насколько велика проблема дефицита кадров.

«Из-за роста курса доллара и санкций очень сложно, а чаще невозможно привлекать иностранную рабочую силу», — рассказал глава группы компаний «Доброфлот» Александр Ефремов.

«Ситуация на рынке труда очень тяжёлая. Мигрантов не привлекаем в связи с низкой квалификацией», — прокомментировал глава компании «Акватехнологии» Сергей Слепченко.

Глава ассоциации рестораторов и отельеров Хабаровского края Станислав Никишин рассказал, что проблема стоит так остро, что некоторым предприятиям может грозить закрытие из-за кадрового голода. Кроме того, нехватка человеческого капитала приводит к росту стоимости услуг.

При этом работодатели подчёркивают, что в первую очередь, не хватает квалифицированных сотрудников. И здесь вводимые запреты не принесут макроэкономического эффекта. Нужно в корне менять миграционную политику.

Десятилетие максимальной лояльности к мигрантам

«Нам нужно десятилетие не ужесточения миграции, а максимальной лояльности к мигрантам», — считает экономист и демограф, директор Азиатско-Тихоокеанского института миграционных процессов, ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН Юрий Авдеев.

По его оценке, на Дальний Восток необходимо привлечь не менее 2-3,5 млн человек русскоговорящего населения. Для этого требуются соответствующие стимулы.

«Дальний Восток — самая автомобилизированная территория. Представьте, что цена на бензин для автомобилистов снижается до уровня 10 процентов надбавки на себестоимость топлива, и стоит он не 50-60 рублей за литр, а 10-20. Что происходит дальше? Снижаются транспортные тарифы, стоимость перевозок, дешевеют товары. Пользуясь всем этим, люди обретают большую мобильность и могут перемещаться по территории региона с небольшими затратами. То же самое касается тарифов на электроэнергию, стоимости земли, жилья, образования. Может показаться, что мы получим неподъёмные для российского бюджета цифры, но на самом деле, с учётом населения 8 млн человек в масштабах страны это, скажем так, сущие копейки. Вы увидите, как сюда потянутся не только из стран СНГ, но также Москвы и других крупных городов», — прокомментировал Юрий Авдеев.

По словам эксперта, приток человеческого капитала будет способствовать изменениям демографической структуры населения.

«В 90-е мы потеряли 1,7 млн человек в возрасте от 15 до 49 лет, а кроме того, более 1 млн детей в возрасте до 14 лет. Это означает, что производство на Дальнем Востоке в ближайшие 10 лет будет суженным, и перекрыть дефицит можно только миграционным притоком», — пояснил собеседник.

Затронул экономист и тему льготных режимов ТОРов, которым в 2024-м году исполнится 10 лет. По его словам, вместо того чтобы обеспечить развитие обрабатывающих производств, преференции способствовали увеличению ресурсно-экспортного потенциала.

«В результате четыре процента занятых в добывающих отраслях сегодня обеспечивают 27 процентов валового регионального продукта. А порядка 7-8 процентов занятых в обрабатывающих отраслях — лишь 2-3 процента ВРП. Соответственно, инвесторы вкладывают свои средства в добычу, сырьё уходит за границу, и цепочек добавленной стоимости в регионе не создаётся. То есть работы много, а результат минимальный. Поэтому, прежде чем говорить об ужесточении миграционной политики, давайте сначала ужесточим всё, что связано с соотношением между добывающими и обрабатывающими отраслями», — комментирует эксперт.

Тематическое фото. автор/источник: Николай Будишевский/фотобанк Moscow-Live

Регионы Дальнего Востока уже достаточно давно живут за счёт иностранной рабочей силы, отмечает он. Это происходит под влиянием собственного демографического курса, взятого с 2007 года, когда был подписан указ о концепции демографической политики Дальнего Востока до 2025 года. Стратегической целью является стабилизация численности населения Дальнего Востока на уровне 8,3 млн человек к 2020 году и его увеличение до 8,6 млн человек к 2025 году.

В этом году концепция заканчивает срок своего действия. Но в демографическом плане ситуация осталась на уровне 1989 года несмотря на то, что изменился масштаб экономики, и Россия заняла четвертое место в мире по паритету покупательной способности.

«Мы запустили сюда мигрантов, полагая, что все вопросы, связанные с их трудоустройством, как-то урегулируются сами собой. Но в ответ на нерешённую задачу появились резиновые квартиры и криминальные структуры, которые решали эти задачи за нас. Самое главное, выросла социальная напряжённость, а ужесточения ведут к тому, что рынок труда схлопывается ещё больше. Поэтому приоритетом номер один должно стать привлечение сюда качественной миграции. За пределами страны остаются миллионы наших соотечественников, которые говорят и думают по-русски и хотели бы приехать на Дальний Восток. Но им миграционные службы не рады. И здесь необходима абсолютная лояльность миграционной политики», — говорит Юрий Авдеев.

Отметим, что ситуация на рынке труда ускорила темпы роста зарплат. К примеру, водителям автобусов в Приморье предлагают зарплату до 120 тысяч рублей в месяц.

По данным Росстата, на Дальнем Востоке среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций в I квартале 2024 года составила 88 946 рублей и возросла по сравнению с I кварталом 2023 г на 17,5 процентов, реальная начисленная заработная плата увеличилась на 8,3 процента. Численность рабочей силы в возрасте 15 лет и старше составила 4,1 млн человек. Миграционный отток оценивается в 1,1 тысячи человек.

Мнение В регионах нужны миграционные центры Комментирует экс-глава Миграционной службы Приморья, эксперт по миграционным вопросам Владислав Звычайный Саме ключевое, на что неоднократно указывало наше экспертное сообщество – пока уполномоченным органом в сфере миграции является МВД - кардинальных положительных изменений мы скоро не увидим. По разным причинам. В том числе и по тем же, что еще 20 лет назад сподвигли руководство страны создать гражданскую Федеральную миграционную службу в статусе министерства. После ликвидации ФМС в 2016 году ее функции и полномочия были вновь переданы в МВД. Но, помимо полиции, вопросами интеграции и адаптации мигрантов в наше общество, самоотверженно, но малыми силами, занимается Федеральное агентство по делам национальностей. ФАДН в регионах не имеет своих обособленных подразделений. Поэтому государственная миграционная политика должна реализовываться и через местные региональные органы власти, через общественные объединения. Сегодняшняя “точка кипения” нашего общества из-за катастрофически неудовлетворительной работы с мигрантами, вновь указывает на то, что до тех пор, пока в России опять не появится отдельное миграционное ведомство, так и будет это «дитя без глаза у семи нянек». Работа Миграционных центров в регионах, где миграционная ситуация развивается активно — это необходимость. Поэтому задача создания таковых на основе государственно-частного партнерств было прописано в первой Концепции государственной миграционной политики, разработанной до 2025 года. Но в Дальневосточной столице, всегда привлекавшей наибольшее среди ДВ регионов количество трудовых мигрантов, нет такого центра. Где в одном месте комплексно решались бы все вопросы мигрантов, включая санитарный контроль. Всё это было во Владивостоке до 2016 года в Миграционном центре на ул. Командорской. Сейчас же, работа с мигрантами разбросана по районам города и края – отсюда и ослабление контроля за коррупцией и другие известные проблемы.