Новогодние мандарины рискуют повторить судьбу сливочного масла и молока
Такой прогноз выдали сразу несколько десятков СМИ регионального и федерального уровней.
Доводы – как под копирку.
Дескать, в Испании, которая является мировым лидером по экспорту мандаринов, по причине наводнения оказалось затоплено аж две трети всех цитрусовых плантаций страны.
В Турции, которая традиционно является одним из самых крупных поставщиков этих фруктов в Россию, отмечается сокращение урожая, в связи с чем экспорт упал сразу в несколько раз, а те партии, которые приходят, оказываются забракованными. Также проблемы намечаются и с поставками из Марокко.
Изо всей этой информации делается единственный вывод - спасти новогодние столы россиян способна лишь Абхазия, где местные производители ожидают рекордный за последние 10 лет урожай.
С одной стороны, урожай цитрусовых в Абхазии, действительно ожидается неплохой.
Еще в сентябре республиканский министр сельского хозяйства Беслан Джопуа заявлял: «По данным, полученным из районов республики, в этом году ожидается урожай цитрусовых в объеме 36 тысяч 940 тонн, в том числе 35 тысяч тонн мандаринов, 1 100 тонн апельсинов и 940 тонн лимонов, что на 2-3% больше, чем урожай предыдущего цитрусового сезона».
Еще через месяц начальник отдела статистики Государственного таможенного комитета Абхазии Асида Квициния отрапортовал – с начала октября в Россию вывезено 687,2 тонны мандаринов, что на 86 тонн больше, чем в аналогичный период прошлого года».
А в начале ноября последовало уточнение – с 1 сентября по 8 ноября 2024 года в Россию ввезли на 580 тонн абхазских мандаринов больше, чем за аналогичный период прошлого года, причем первые партии начали завозить аж на две недели раньше обычного, так что в сезоне 2024/2025 уменьшения объема поставок не ожидается.
Для Абхазии, безусловно, эти цифры оптимистичны, поскольку весь урожай полностью экспортируется в Россию. Хотя стоит отметить, что в советские годы республика выращивала около 120 тысяч тонн цитрусовых на 11 000 гектаров.
Сегодня же под эти посадки отведено максимум 2 900 гектаров, в том числе 1164 га – в общественном секторе. «Поэтому мы в самые лучшие урожайные годы получаем 50–52 тысячи тонн», – резюмировал Беслан Джопуа.
Но даже такое абхазское «изобилие» панацеей для России в случае дефицита мандаринов не станет. По словам зампреда правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрия Леонова, Россия, являясь крупнейшим в мире импортером цитрусовых, потребляет одних только мандаринов в среднем около 900 000 тонн в год.
Одна только Турция поставляет более половины этого объема. А еще есть Египет, ЮАР, Китай и уже упомянутое Марокко, которые в этом году уже завезли в Россию более 180 000 тонн. Так что максимум, на что способна Абхазия – так это компенсировать, например, выпадающий марокканский экспорт (27,7 тысячи тонн в этом году против 50,6 тысячи тонн в 2023 году).
Впрочем, дефицита мандаринов в России под занавес 2024 года эксперты и аналитики не ожидают.
Так, глава Ягодного союза Ирина Козий уточнила:
«В зимний период к нам приходят мандарины из южных стран Северного полушария. Основные наши поставщики в этот период – это Турция и Египет. Тогда же ввозятся марокканские мандарины, оттуда в основном клементины поставляются. […] Еще немного поставляется из Израиля и других стран. На Дальний Восток и в Восточную Сибирь идут поставки из Китая».
Она же и предложила «закрыть» тему вероятного дефицита мандаринов: «Давайте сразу закроем тему дефицита. У нас пока открытый рынок, поэтому дефицита как такового не возникает. То есть, если продукции поставляется меньше уровня спроса, она дорожает, если продукции поставляется больше, она дешевеет. Спрос, предложение, цена – это те вещи, которые балансируют друг друга».
Вот в этих последних словах эксперта, видимо, и нужно искать причины того, почему вдруг нашим СМИ чуть ли не наперебой понадобилось трубить о «спасительнице России от мандаринового голода Абхазии».
Таким образом, скорее всего, просто нивелируется в общественном сознании стремление абхазских производителей не упустить свой шанс и поднаполнить свой карман на внутреннем российском рынке.
Там ведь чуть ли не каждый день в течение последних нескольких месяцев то сливочное масло, без которого не обойтись при приготовлении салата «Мимоза», подскакнет до заоблачных высот, то яйца, без которых «Оливье» не «Оливье», снова фортель какой-нибудь выкинут, то мясо внезапно с прилавков пропадет на день-другой, чтобы вернуться под новой стоимостью. И это мы еще алкоголь в расчет не берем, а он, что ни день, то дороже и дороже. Чем же производители мандаринов хуже остальных?
Видимо, чтобы не продешевить на пике, Абхазия и аффилированные с ней различные структуры уже сейчас через различные каналы готовят россиян к мысли, что минимальная цена за кило местных мандаринов в этом сезоне будет стартовать от отметки в 169-170 рублей.
Учитывая, что в период ажиотажа цены могут подскакивать в моменте на 20-40%, расчет, вероятно, на то, что в рознице этот килограмм будет продаваться где-нибудь за 240 рублей.
Довольно неплохой «гешефт», учитывая, что минимальная закупочная цена на манадарины в самой республике установлена местным кабмином на уровне 45 рублей, хотя ранее составляла 24 рубля.
По словам все того же Беслана Джопуа, практически двукратное увеличение размера минимальной закупочной цены на мандарины с 24 до 45 рублей в этом году связано с подорожанием химических препаратов, необходимых для лечения цитрусовых насаждений, и другими расходами.