Мануэль Риеско: Чили следует сфокусироваться на латиноамериканской интеграции и участии в работе БРИКС
Мануэль Риеско, экономист и вице-президент Центра национальных исследований альтернативного развития (CENDA), выпускник факультета инженерных наук и магистр экономики Чилийского университета. В 1985 году он окончил программу докторантуры по специальности «политическая экономия» в Институте научной информации по общественным наукам Академии наук СССР (ныне Российская академия наук).
В интервью Crónica Digital, подготовленном порталом специально для медиасети TV BRICS, Риеско поделился своим мнением о процессах, происходящих в Чили и Латинской Америке, а также о взаимодействии республики с БРИКС.
– Интеграция стран Латинской Америки входит в сферу Ваших научных интересов. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом явлении: что уже сделано в данном направлении и что, по Вашему мнению, предстоит сделать в будущем?
– Интеграция латиноамериканских государств, мечта освободителя Симона Боливара, представляет собой ключевую стратегию развития, обеспечивающую странам континента к югу от реки Рио-Гранде минимальный уровень независимости и суверенитета, необходимый для экономического, социального и политического развития их народов в современном мире.
Этого можно достичь только путем создания пространства свободного перемещения товаров, капитала и людей, регулируемого и защищаемого общими наднациональными государственными институтами, соразмерными основным государственным акторам в современном мире. Такую же роль в свое время сыграли современные национальные государства, большинство из которых возникли во второй половине XIX века.
Именно так в 1960-х годах это представляли себе основатели Экономической комиссии для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК), вдохновляемые великим аргентинским экономистом Раулем Пребишем. О необходимости интеграции также говорил кубинский революционер Фидель Кастро в своей исторической речи в новом здании этой региональной комиссии ООН в Сантьяго в 1971 году, сидя по правую руку от конституционного и революционного президента Чили Сальвадора Альенде.
Интеграция стран Латинской Америки – это сложный исторический процесс, который длится в нашем регионе уже полвека и до сих пор находится на начальном этапе. Ему препятствуют те, кто следует старому принципу «разделяй и властвуй». Именно поэтому наши страны должны продолжать идти этим путем, пока интеграция не станет реальностью, даже если данная задача будет передана следующему поколению.
– Несколько стран Латинской Америки проявляют интерес к участию в БРИКС. Какие существуют перспективы сотрудничества между объединением и латиноамериканскими государствами?
– Национальные интересы Чили, которые должны определять активное участие страны в латиноамериканской интеграции, также подразумевают присоединение к БРИКС – как самостоятельно, так и, предпочтительно, вместе с другими государствами региона.
Однако национальные интересы Чили выходят за рамки исключительно коммерческого интереса. Наше участие в объединении и его активная поддержка должны способствовать прогрессу всего развивающегося мира в духе мирного сотрудничества между равноправными партнерами, где каждый может самостоятельно определять свой путь.
– Какие сферы экономики Вы считаете наиболее перспективными для сотрудничества между Чили и Россией?
– В настоящее время Чили экспортирует в Россию продовольствие, в частности, морепродукты. Несколько десятилетий назад мы также активно импортировали автомобили и тракторы российского производства. Мы уверены, что торговля должна значительно расшириться, поскольку это принесет взаимную выгоду. Например, Чили может импортировать технологии и оборудование для горнодобывающей промышленности и связанных с ней перерабатывающих отраслей, а также наладить сотрудничество в области науки и технологий, необходимых для поддержки реиндустриализации страны.
– С какими странами БРИКС Чили сотрудничает больше всего? В каких сферах?
– Вторым крупнейшим торговым партнером Чили является страна, название которой начинается на первую букву в аббревиатуре БРИКС. Наше сотрудничество с Бразилией во всех областях, включая инвестиции за рубежом, несомненно, занимает одно из ведущих мест, как и взаимодействие с ЮАР во всех сферах международных отношений.
– А какие области сотрудничества между Чили и БРИКС пока не развиты, но имеют потенциал?
– Недавно я упоминал, что важно наладить связи в сферах, связанных с переориентацией экономики Чили от системы, основанной на экспорте необработанных природных ресурсов, к системе, создающей добавленную стоимость за счет молодого, здорового и квалифицированного трудового ресурса в промышленном производстве. Это предполагает также развитие цепей поставок в добыче природных ресурсов.
– Чили – один из крупнейших в мире производителей лития. Какие меры принимает государство для защиты окружающей среды в процессе его добычи?
– Добыча лития в Чили осуществляется из рассолов солончаков высоко в горной цепи на севере страны. Это довольно простой процесс, заключающийся в откачке рассола и его испарении на солнце, после чего из оставшегося раствора извлекаются такие полезные элементы, как калий и йод, которые при продаже покрывают все издержки процесса, делая добычу лития фактически рентабельной.
Тем не менее это оказывает серьезное воздействие на хрупкую экосистему солончаков, так как вода в этих рассолах присутствует еще со времен последнего ледникового периода, около десяти тысяч лет назад. В связи с этим экологические проблемы в данном случае сложнее, чем, например, при добыче рудных полезных ископаемых. Один из государственных проектов предполагает замену процесса испарения на прямое извлечение минералов с возвращением воды обратно в солончак. Однако этот вопрос пока остается нерешенным.
– Литий служит ключевым элементом в производстве батарей для электромобилей. Насколько развито использование электротранспорта в Чили в частном и в государственном секторах?
– В настоящее время этот вид транспорта почти не применяется. Даже трамваи, троллейбусы и электропоезда, которые когда-то обслуживали крупные города и большую часть территории страны, были ликвидированы в тот период, когда страной управляло правительство под руководством Аугусто Пиночета. Их заменили транспортом на двигателях внутреннего сгорания. Единственным исключением является метро Сантьяго, построенное в последние десятилетия.
– Один из ключевых аспектов международного сотрудничества – язык. Есть ли в Чили какие-то особенности в обучении языкам стран-партнеров в той или иной области?
– В настоящее время в Чили основной упор делается на изучение английского языка, который широко распространен. В случае с Бразилией, нашим вторым по величине торговым партнером, языковой барьер незначителен, так как испанский и португальский языки схожи. Однако, несмотря на то, что Китай является нашим главным торговым партнером, в стране отсутствует массовая программа по изучению китайского языка. Это необходимо изменить.
Автор: Иван Гутьеррес Лосано, редактор Crónica Digital.
Фото: iStock