Войти в почту

Минфин предлагает изменить подходы в предоставлении преференций бизнесу

В России 19 лет действуют так называемые преференциальные режимы, которые предполагают специфические условия для бизнеса: налоговые, таможенные льготы и поддержку в инвестициях. По данным Минэкономразвития, все режимы сформированы по отраслевому либо по территориальному принципу, решают важные задачи развития территорий и создания рабочих мест. За время действия таких особых правовых режимов в стране было создано порядка 12 тысяч предприятий, на которых трудятся сегодня 634 тысячи человек. В общей сложности инвесторами вложено в экономику регионов 6,8 триллиона рублей, направлено в казну свыше 1,8 триллиона рублей обязательных платежей. Минфин предлагает усовершенствовать подходы в предоставлении преференций бизнесу: объем получаемых льгот предлагают увязать с масштабами инвестиционной активности. Чтобы деньги не оседали в карманах коммерсантов, а шли в дело.

Минфин предлагает изменить подходы в предоставлении преференций бизнесу
© Парламентская газета

Такой законопроект был разработан в 2023 году, но после ряда критических замечаний от сенаторов и со стороны Госсовета Министерство финансов доработало документ. В частности, в него включена норма, согласно которой все показатели в рамках инвестиционного соглашения должны регулироваться не федеральным Центром, а нормативными актами субъектов. Дальнейшие перспективы важного нововведения обсудили на круглом столе в Совете Федерации 6 ноября.

Выпадающие доходы

Совфед тему налоговых преференций держит в постоянном фокусе, так как речь идет о развитии регионов, напомнил зампредседателя бюджетного комитета палаты регионов Александр Шендерюк-Жидков. И совершенствование нормативной базы в этой сфере не может проходит без учета мнения субъектов, так как они в первую очередь заинтересованы в привлечении дополнительных финансов на свои территории. Причем на долгосрочной основе, чтобы было выгодно и регионам, и самим инвесторам.

Последним государство сегодня предоставляет множество льгот и хотело бы, чтобы бизнес реагировал на поблажки адекватно. В настоящее время в России действуют несколько видов преференциальных режимов. Прежде всего, это особые экономические зоны (ОЭЗ), где предприятиям доступны налоговые каникулы и беспошлинный ввоз оборудования. Еще один вариант — территории опережающего развития (ТОР). Здесь бизнесу предлагают налоговые преференции и поддержку в развитии инфраструктуры. Также в стране действуют зоны территориального развития (ЗТР) и свободные экономические зоны (СЭЗ). Правовые режимы здесь сосредоточены на помощи малому и среднему бизнесу, а также на разработке инноваций.

По оценкам Минфина, на территории РФ сегодня применяется порядка 35 инвестиционных льгот, включающих как отдельные налоговые вычеты, так и преференциальные налоговые режимы. Понятно, что бюджет страны недополучает из-за этого деньги. Величина выпадающих доходов, по оценкам Министерства финансов, увеличилась с 700 миллиардов рублей в 2017 году до 2,6 триллиона рублей в 2023 году. При этом результаты проведенного анализа показали, что 12 режимов требуют донастройки.

Для этого в Минфине разработали законопроект, касающийся налогового регулирования преференциальных режимов, который был представлен для общественного обсуждения в 2023 году, напомнил директор департамента налоговой политики министерства Данил Волков. В частности, финансовый регулятор предлагал с 2025 года ограничить льготы для новых резидентов и привязать их к расходам на капитальные вложения и НИОКР. При обсуждении документа на круглом столе бюджетного комитета Совета Федерации год назад инициатива получила неоднозначные отклики, поэтому было предложено доработать проект в координации с предпринимателями и главами субъектов.

Льготы в обмен на инвестиции

В новой редакции документа, отметил Данил Волков, учли замечания сенаторов. «Мы считаем справедливым, правильным, чтобы тот объем неуплаченных налогов, страховых взносов соответствовал тем инвестиционным активностям, которые были совершены. И, соответственно, было бы несправедливо, когда, получая налоговую преференцию, дополнительные бонусы уходили бы в качестве дивидендов владельцам бизнеса. Исходя из этих подходов как раз и разработали этот законопроект», — уточнил чиновник.

После критики в адрес документа, по его словам, продолжалась работа над его шлифовкой. Проект в том числе обсуждался на комиссии Государственного Совета 5 сентября этого года. В частности, Минфину были даны рекомендации, чтобы не отнимать полномочия регионов в регулировании участников.

«И по итогам этого обсуждения, по итогам дополнительного обсуждения с коллегами из регионов версия проекта была доработана. В частности, в нее были включены нормы о том, что те показатели, которые должны исполняться в рамках соответствующего решения соглашения и возможных решений по их исполнению, будут являться в соответствующей нормативке субъектов Федерации, то есть он может принимать соответствующее решение», — подчеркнул Волков.

Доработанный законопроект, по его словам, уже разослали по субъектам и заинтересованным ведомствам.

В Минэкономразвития инициативу считают полезной, но имеют замечания, заметил врио директора департамента регионального развития Александр Солдатов. В частности, настораживает ведомство норма о приостановке действия льгот: если за два года резидента два раза подряд привлекли к административной ответственности. «Здесь мы просто хотели бы обратить внимание, что, с нашей точки зрения, наверное, это все-таки избыточно, ведь мы смешиваем разные виды обязательств с такой серьезной ответственностью», — уточнил он.