Войти в почту

Владимир Гутенев: Рост экспорта поможет снизить цены внутри страны

Финансирование госпрограммы по продвижению российской продукции за рубеж в 2025 году может быть увеличено. Но чтобы экспортировать больше товаров, нужно их больше производить, а этому пока препятствуют буквально заградительные кредитные ставки. Финансовым властям следует не охлаждать экономику, а правильно использовать готовность бизнеса импортозаместить многие позиции, считает глава Комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев. В интервью «Парламентской газете» он рассказал, как государство поможет отечественному бизнесу завоевать мировые рынки.

Владимир Гутенев: Рост экспорта поможет снизить цены внутри страны
© Парламентская газета

- Владимир Владимирович, какие товары и как будем продвигать в рамках инициированного президентом проекта «Сделано в России»?

- Начало этой работе было положено давно, Минпромторг выделял серьезные ресурсы на сертификацию и омологацию, то есть доработку изделий по требованиям внешних рынков. Это очень сильно снижало затраты отечественных производителей. Впоследствии была добавлена еще одна опция — компенсация значительной части логистических затрат, до 80 процентов.

По мере того как мы все активнее заходим на зарубежные рынки, требуется дополнительная поддержка и продвижение. Речь идет об экспорте высокотехнологичной продукции — это и энергоблоки атомных станций, и наше оружие и военная техника, изделия транспортного машиностроения, железнодорожная техника. Примером здесь может быть Китай, который дает своим производителям самые разные преференции, в том числе по заемным ресурсам. Здесь в очередной раз скажу о высокой процентной ставке, с которой приходится работать нашим производителям. В госпрограмме «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» есть отдельная строка «экспорт», на поддержку которого на три года в проекте бюджета предусмотрено 97,9 миллиарда рублей. Думаю, после постановки новой задачи президентом финансирование этого пункта должно быть увеличено.

Увеличение выпуска продукции и ее экспорта не только наполняет наш бюджет дополнительными доходами, но и снижает цены на те товары, которые остаются на внутреннем рынке.

- Повышение ключевой ставки — единственное, что остается Центробанку, чтобы сдерживать инфляцию, или есть другие способы?

- ЦБ видит собственную эффективность в том, чтобы на каком-то этапе замедлить инфляцию, причем замедлить ее сильнее, чем она есть в тех странах, где валюта является резервной. Мы знаем, что в Соединенных Штатах, в Евросоюзе инфляция больше, чем желаемые для нас 4 процента, и ничего страшного не происходит. У нас достаточно серьезный недостаток денежной массы, да и вообще, сложно предположить, что депозиты под 20 процентов, а именно столько сейчас предлагают банки населению, не разгонят инфляцию.

Я думаю, пришло время отойти от шаблонных решений по охлаждению экономики и, наоборот, использовать то, что экономика у нас горячая, наш бизнес готов импортозаместить многие позиции, готов брать кредиты и приобретать технологическое оборудование для того, чтобы вместо ушедших зарубежных поставщиков наладить выпуск необходимых комплектующих на территории России. К сожалению, позиция ЦБ не дает развернуться малому и среднему бизнесу и использовать этот звездный час. Мы видим угрозу утраты внешних рынков по высокотехнологичной продукции, в первую очередь по атомной промышленности, где очень продолжительный цикл возведения энергоблоков.

В связи с этим, считаю, необходимо снижать процентную ставку, по крайней мере до сентябрьского уровня прошлого года, то есть до 12-14 процентов, причем делать это максимально быстро, иначе остановятся большие инвестиционные проекты и не начнутся новые. Необходимо подставлять плечо нашим производителям и субсидировать часть процентной ставки, как это делается в рамках гособоронзаказа. Это в том числе необходимо, чтобы после нашей победы в специальной военной операции мы могли раскачанные мощности оборонно-промышленного комплекса не перепрофилировать, а в рамках экспорта вооружений поставлять в другие страны, понимая, что это не только прибыль, не только экономические результаты, но геополитическое влияние.

- В проекте бюджета 2025 года выделили 55 миллиардов рублей на завершение работ по новым отечественным самолетам и вертолетам. Когда пересядем на свою технику?

- Первый полностью импортозамещенный Superjet в новой генерации выйдет в 2026 году, с 1 января. Раньше мы увидим МС-21, среднемагистральный самолет с уникальными характеристиками. Он первоначально создавался в кооперации с иностранными компаниями, но из-за санкций нашим конструкторам пришлось ускоренными темпами разрабатывать отечественный двигатель ПД-14. И уже с 1 января следующего года мы начнем получать самолеты МС-21. В ближайшие годы мы должны выйти на мощность шесть машин в месяц, то есть 72 машины в год, — это очень хорошие показатели, и я уверен, что в течение полутора-двух лет мы на этот объем выйдем.

Я бы не забывал и о таких машинах как Ту-212 и Ил-114, которые в ближайшее время начнут активно поступать нашим авиакомпаниям. Мы бы, конечно, хотели получить новую российскую авиационную технику как можно раньше, но нам важно обеспечить транспортную связанность нашей страны сейчас, поэтому какое-то время Boeing и Airbus еще будут присутствовать на рынке. Но у нас ест все шансы заместить их полностью, включая широкофюзеляжные самолеты, которые разрабатываются совместно с нашими партнерами из Китая. Уверен, в области авиастроения и авиационных беспилотных систем мы будем свидетелями достаточно громких успехов в ближайшее время.

- Что такое производственная аспирантура? Как ее будут внедрять в ОПК?

- Это очень важная тема для тех, кто учится и будет учиться. Первое, что скажу: по данным Правительства, зарплаты у инженеров вышли на второе место в стране, они показывают наибольшую динамику. Для модернизации инженерного образования многое делается: это и научно-образовательные центры мирового уровня, которых 30, и «Стратегия 2030», которая позволяет наладить производство по уникальным проектам в контуре университетов, и конечно, передовые инженерные школы. До 1 декабря прошлого года их было всего 30, сейчас — 50, а до 2030 года создадут 100 таких подразделений, где университетская наука самым тесным образом сотрудничает с индустриальными партнерами.

Задача производственной, или индустриальной, аспирантуры — готовить кандидатов наук не только для академической деятельности, но и для реальных производств. Диссертация таких специалистов будет не просто квалификационной работой, но решающей сложные технологические задачи, с которыми сталкиваются предприятия. Новая модель начнет работать со следующего года, в диссертационные советы войдут генеральные конструкторы, высококвалифицированные инженеры. У аспиранта будет два соруководителя: от университета и от предприятия, на базе которого формируется эта научная работа. А результатом должны стать новая технология, новый продукт или новый материал.