Агрегаторам готовят миллионные штрафы за передачу заказов нелегальным таксистам
Вступивший в силу чуть больше года назад закон о такси не до конца урегулировал эту сферу. До сих пор не введены штрафы для служб заказа, сотрудничающих с перевозчиками, не вошедшими в официальный реестр. Кроме того, необходимо полноценное регулирование цифровых платформ служб заказа с точки зрения платформенной занятости водителей. Об этом в интервью «Парламентской газете» сказал первый зампред Комитета Госдумы по транспорту Павел Федяев. Он также рассказал о перспективах развития транспортной системы страны и заложенных на это в бюджете средствах, работе парламентариев по контролю за ценами авиабилетов и готовящемся регулировании средств индивидуальной мобильности.
- Павел Михайлович, какие средства на развитие транспортной системы заложили в бюджет?
- Проект развития транспортной системы подразумевает финансирование на сумму около пяти триллионов в течение трех лет. Из важного скажу, что федеральный проект «Безопасные и качественные дороги», который сейчас завершается и о котором спрашивали многие регионы, не исчезнет — он переформатируется, переходит в новый большой национальный проект «Инфраструктура для жизни», финансирование которого также предусмотрено в бюджете.
Финансирование текущего содержания дорог не снижается: 400 миллиардов рублей в 2025 году и 1,4 миллиарда рублей на три года. Напомню, президентом поставлена задача по приведению в нормативное состояние 85 процентов дорог к 2030 году. Еще 853 миллиарда рублей в ближайшие три года планируется выделить на строительство дорог. На обновление общественного транспорта заложили 60 миллиардов рублей на три года, задача к 2030 году иметь на 85 процентов обновленный парк транспорта. Износ сейчас большой, но и обновление идет быстро: семь тысяч единиц нового общественного транспорта в 2024 году — это рекорд.
Отдельно прописаны мероприятия, касающиеся наших транспортных коридоров, развития скоростных перевозок, пунктов пропуска через госграницу. Стоит задача — к 2030 году повысить мобильность людей внутри страны, для этого заложили средства на реконструкцию 53 аэропортов. Предусмотрено финансирование поручений по строительству обходов городов, что позволит и увеличить скорость движения грузов, и перемещения пассажиров. Еще один значимый пункт — развитие водного транспорта. Предусмотрены средства на дноуглубительные работы, на завершение строительства Багаевского и Городецкого гидроузлов. Вообще у водного транспорта хорошие перспективы и по увеличению объема грузоперевозок, и по межрегиональным перевозкам пассажиров, поскольку Россия — страна номер один по протяженности водных путей.
И наконец, высокоскоростные магистрали, на развитие которых также предусмотрели бюджетные деньги. Первая в 2028 году свяжет Москву и Санкт-Петербург, время в пути составит чуть больше двух часов. Есть вопросы к стоимости билетов, которую уже озвучили, но давайте сначала построим инфраструктуру, а потом будем разбираться с билетами.
- Как может повышаться авиамобильность при таких ценах на билеты?
- Так получилось, что данные Росстата и Федеральной антимонопольной службы по ценам серьезно расходятся. Первый дает цифру 40 процентов повышения, а у ФАС, которая ежедневно мониторит около шестисот авиамаршрутов, данные о повышении цен значительно меньше. Но как бы то ни было, люди почувствовали разницу, и сейчас мы этим вопросом плотно занимаемся совместно с Минтрансом. В 2022-2023 годах государство субсидировало перевозки, за счет чего билеты стоили меньше. Объективным также является рост цен на горючее, а также аэропортовые сборы. Открываются новые терминалы, плюс высокая кредитная ставка также отражается на этом показателе, который может составлять от 500 до 5 тысяч рублей. Последнее, конечно, это нонсенс, и по таким случаям мы работаем точечно.
Несмотря на рост цен, 80 процентов билетов авиакомпании реализуют себе в убыток. Людей же беспокоит разница между ценой на старте продаж и перед вылетом. Динамическое ценообразование — это понятная коммерческая история, поэтому если вы планируете отпуск, то, конечно, лучше позаботиться о билетах на самолет за три-четыре месяца и больше. Что касается срочных перелетов в связи с медицинскими показаниями или по какому-то трагическому поводу, то в Минтрансе нас заверили, что при предоставлении подтверждающих документов авиакомпании продают билеты со скидками даже на ближайшие рейсы.
Могу сказать, что авиакомпании не получают сверхприбыли, у них нет запаса для того, чтобы снизить цену в полтора-два раза, но мы этот вопрос не оставляем. Будем точечно работать по случаям завышения цен, а также вместе ждать появления новых отечественных лайнеров.
- Цены на такси тоже выросли. Это результат работы нового закона?
- Безусловно нет. Мы буквально в ежедневном режиме занимаемся анализом правоприменительной практики. Могу сказать, что если год назад мы не имели практически никакой информации по этому сегменту — только некие оценки, то сейчас можем говорить, что в реестры, которые появились по новому закону, внесены около ста тысяч перевозчиков и 600 тысяч машин. То есть обеление рынка происходит.
Что касается цен, то действительно мы наблюдаем их рост. Вопрос, насколько он критичный. Мы проводили совещание с агрегаторами, которые теперь также работают в правовом поле, и нам так же, как и в авиации, сказали о динамическом ценообразовании. И там эти цены считают даже не люди, а алгоритмы в зависимости от загруженности водителей, наличия свободных машин, погодных условий, ситуации на дорогах. Критичных разрывов в цене быть не должно, об этом мы говорили. Как и о завышении цены на тарифы с детскими креслами.
Закон о такси будет совершенствоваться. Например, до сих пор не приняты поправки в КоАП относительно ответственности за нарушение действующих норм, в частности за передачу агрегаторами заказов водителям, не включенным в реестр. Речь идет о весьма крупных, до миллиона рублей, штрафах. И только когда мы их примем, сможем говорить о полноценном правоприменении. Но и это будет не конец: такси сегодня существуют в рамках больших цифровых сервисов, и, как вы знаете, парламентарии работают над законом о платформенной занятости, в который в том числе будут встроены перевозки пассажиров. То есть одним только законом о такси всех вопросов не решить.
- Завершается очередной сезон работы электросамокатов, а новых штрафов и вообще изменений в законах относительно их работы нет. Почему?
- По этой теме работаем очень активно, практически еженедельно — совещания с Минтрансом, с МВД, с регионами. Разработанный Правительством законопроект, который был опубликован для общественного обсуждения, уже сейчас претерпевает изменения. Отмечу основные направления. Первое и основное — безопасность всех участников движения, в первую очередь пешеходов. Всем очевидно, что нужно снижать скорость движения средств индивидуальной мобильности и увеличивать возраст тех, кто на них перемещается. Сегодня с 14 лет можно выезжать на проезжую часть. Мы категорически против этого, потому что подросток еще не отдает себе полного отчета, у него нет чувства опасности, он не знает ни правил дорожного движения.
Другое важный момент — это разделение инфраструктуры, разделение потоков движения. И, наконец, регистрация. Это серьезная задача, которая может быть реализована либо с помощью номеров, либо с фиксацией геопозиции — ведомства сейчас над этим работают. От МВД мы получили понимание того, что они готовы регистрировать СИМ. Очень бы хотелось, чтобы к следующему сезону мы уже подошли с готовыми документами и с новым регулированием.