Федеральный проект «Чистая страна» оказался нечистым
В этом году завершается национальный проект «Экология» и входящий в него федеральный проект «Чистая страна», которые предусматривают ликвидацию 191 свалки и 88 объектов накопленного вреда. На эти цели из федерального бюджета было выделено более 100 млрд рублей. Однако, по данным Минприроды, к концу года не успеют завершить работы на девяти свалках. Выезжавшие с проверкой в регионы депутаты Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды и вовсе констатировали провал федпроекта, а в ряде вопиющих случаев отправили материалы инспекции в прокуратуру. Например, в Брянской области работы по ликвидации свалки даже не начинались, а в Оренбургской 469 миллионов освоили, а мусор просто перевезли с одного места на другое. Подробности — в материале «Парламентской газеты».
Ошибки проектирования
На заседании Комитета Госдумы по экологии директор департамента Минприроды Роман Мальцев отчитался, что в рамках федерального проекта «Чистая страна», входящего в нацпроект «Экология», в этом году необходимо завершить ликвидацию 191 свалки в 53 регионах и 88 объектов накопленного вреда в 21 регионе, что позволит улучшить качество жизни почти 30 млн человек. В этом году на эти цели в федеральном бюджете были предусмотрены 12,9 млрд рублей.
По словам Мальцева, завершены работы на 142 свалках и 84 наиболее опасных объектах, на 49 свалках и четырех объектах накопленного вреда работы продолжаются. А вот 9 свалок в Брянской, Архангельской, Кировской, Ростовской, Вологодской, Калининградской, Калужской областях и городе Омске к сроку так и не будут ликвидированы. Более того, в Брянской области к делу даже не приступили.
«Риски незавершения работ в регионах связаны с низким темпом работ, корректировкой проектов, низкими темпами приемки работ, судебными разбирательствами», — пояснил представитель Минприроды.
Председатель комитета Дмитрий Кобылкин поинтересовался, почему рекультивацию свалки в городе Сельцо Брянской области так и не сделали, ведь проект стартовал в 2018 году, и даже с учетом на раскачку времени было достаточно.
Как оказалось, виной всему — ошибка исполнителей из-за некачественных изысканий. «При проектировании не была учтена заболоченность участка. Мы этот проект ведем с 2023 года. Заказчик — Брянский университет», — ответил Мальцев.
Пришлось обращаться в прокуратуру
Еще больше фактов возмутительного отношения к делу привели депутаты профильного комитета. Они успели объехать 48 свалок в 29 регионах из запланированных 78.
Зампред комитета Александр Коган рассказал, что парламентарии дополнительно выявили 12 объектов в зоне риска и ряд объектов, которые были сданы в прошлом году, но работы на них выполнены некачественно: «По некоторым мы направили обращения в прокуратуру, потому что есть явные нарушения и видно, что качество работ не на должном уровне. Возникает вопрос, как заказчик принимал эти работы и как надзорные органы осуществляли контроль за выполненными работами?»
Коган призвал обратить внимание на полигон в городе Донецк. Там необходимо многое переделать, завезти грунт, так как появились оползни, углубить траншеи. «Даже если объект сдадут вовремя, то работы будут выполнены не совсем качественно», — констатировал Коган.
На полигоне в Татарстане вроде все хорошо, но там задумали свалочный газ использовать для производства электроэнергии, для чего установили газогенераторы. По проекту забор газа должен составлять 1,5 тыс. кубов в час, а реально получается только 400 кубов в час. «При таком сборе свалочного газа деньги, по нашему мнению, неэффективно вложены. 400 кубов не смогут раскачать эту установку, и вся задумка может не сработать. Здесь надо провести серьезный аудит, вплоть до того, чтобы привлечь экспертов, надзорные органы, потому что там сотни миллионов рублей вложены, и сегодня это просто стоит, как железо», — сокрушался зампред комитета.
Он рассказал, что к приезду комиссии «запустили факел» — факельную станцию для сжигания избыточного метана. До этого она не работала.
Деньги освоили, мусор остался
Кульминацией нерадивости стали примеры, приведенные депутатом Зарифом Байгускаровым. Он объехал 12 свалок в Башкортостане и Оренбургской области и почти везде нашел нарушения. А при рекультивации свалок в поселках Бердянка, Самородово, Городище, Краснохолм, входящих в состав города Оренбург, по мнению Байгускарова, имело место нецелевое использование 469 млн рублей, выделенных из федерального бюджета по программе «Чистая страна».
«Под видом рекультивации мусор с этих свалок перевезли на другую свалку, которая находится неподалеку. Цель проекта не достигнута, куда смотрели должностные лица — непонятно. В данном случае мусор как был — так и остался. А деньги оказались в кармане у кого-то из подрядчиков. 470 миллионов просто ушли в никуда», — возмущался депутат.
Другой пример — свалку возле села Краснохолм очистили только по центру, по краям лежит 15 тысяч кубометров «забытого» мусора, который люди продолжают сбрасывать.
Байгускаров считает, что материалы проверок с фактами нецелевого использования средств нужно отправить Генеральному прокурору «для дачи правовой оценки действиям должностных лиц и принятия процессуального решения». Как бывший судья, он уверен, что есть все признаки возбудить уголовное дело по ч.1 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями).
Депутаты считают, что неплохо бы проверить и единственную в России компанию — производителя геомембран, которая одновременно и делает проекты. Поэтому где-то кладут четыре слоя мембраны, где-то шесть. «Они проектируют столько, сколько считают нужным, а не сколько целесообразно. Надо дать оценку тем проектным решениям, которые закладывались в масштабах страны», — заявил зампред комитета Евгений Марков.
Провал проекта?
Подводя итоги, Дмитрий Кобылкин подчеркнул, что депутаты задают Минприроды правильные вопросы, потому что программа «Чистая страна» — это «электорально значимый проект».
Будучи экс-министром природных ресурсов, он дал совет руководству ведомства активнее привлекать к работе губернаторов, руководителей муниципалитетов, профильных министров в регионах. И намекнул, что при назначении руководителей министерств учитывается количество возбужденных уголовных дел в отрасли.
«У нас интересное министерство — нацпроект сохранения озера Байкал — провален, оздоровления Волги — провален, как я понимаю, после сегодняшних слушаний проект «Чистая страна» — тоже провален», — резюмировал с места зампред комитета Анатолий Грешневиков.