Минприроды Приморья обратилось в Минпромторг с просьбой отсрочить маркировку рыбных консервов до 1 декабря 2025 года, подчеркивая важность рыбных консервов для продовольственной безопасности России, пишут «Ведомости».
Представители рыбной отрасли отмечают, что внедрение «Честного знака» — очень затратная процедура. В частности, это высокие расходы на переоборудование судов, логистические издержки, командировочные высокооплачиваемым специалистам, которых еще необходимо найти. Также в отрасли особенно не хватает IT-специалистов, которые не готовы работать на удаленных рыбзаводах. Кроме того, есть предприятия, которые функционируют сезонно, и им невыгодно устанавливать спецоборудование на два-три месяца путины, проще экспортировать продукцию в замороженном виде. Тогда не нужна маркировка.
Гендиректор компании «Тихрыбком» в Магадане Михаил Котов не видит необходимости во внедрении «Честного знака»:
Михаил Котов гендиректор компании «Тихрыбком» «Смысл от еще одного «Честного знака»? У нас сегодня есть куча контролеров, которые не успевают контролировать. Проблем все это купить нет. Но есть Российская ассоциация рыбопромышленников и экспортеров, которая регулярно делает анализ работы рыбной отрасли в целом. К сожалению, она не очень учитывается людьми, которые еще повесят нагрузку на рыбную отрасль. На мой взгляд, сегодня есть один контролер — это покупатель. Если у тебя плохая продукция, он не должен это брать. Если не будет брать, ты закроешь это предприятие. Вот это единственный вариант — самый честный, самый правильный, а все попытки придумать что-то, чтобы кому-то где-то нажиться, на мой взгляд, ни к чему не приведут».
Также участники рынка выражают беспокойство по поводу возможного роста цен. Многие из них уже сообщают об увеличении стоимости таких популярных консервов, как сельдь, скумбрия и красная рыба. В ряде случаев цены уже выросли на 15-20%.
Рыбаки просят отсрочки, пытаясь убедить власти в том, что, работая далеко в море, они технически не могут осуществлять маркировку, которая, по сути, избыточна. А маркировать нужно буквально на суднах. Продолжает руководитель Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Валентин Балашов:
Валентин Балашов руководитель Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников «У нас есть плавбазы, большие рыбопромысловые суда, которые крутят банку в десятках тысяч миль от РФ, и это никак невозможно нормально организовать. Насколько подорожает продукция? Начинается с 1,5 рубля, но надо еще купить соответствующие оборудование, ленты, нанять работников. Если вдруг что-то сломалось, надо тогда уже на берегу со всем грузом, упакованным в коробки, опять их распаковывать и опять клеить эти лейблы. Если что-то не так, в КоАП уже прописали штрафы, смешав государственную маркировку с фактически негосударственной. Вроде 1,5 рубля, а на выходе штрафы в сотни тысяч, если не в миллионы».
Рыбопромышленный холдинг «Доброфлот» уже внедрил маркировку. По словам его управляющего Александра Ефремова, это организационно и финансово очень сложная задача. 50% государственного субсидирования затрат на внедрение маркировки «Честный знак» выделяется только малым и средним предприятиям. А что в таком случае делать крупным, ведь затраты серьезные? Продолжает Александр Ефремов:
Александр Ефремов управляющий рыбопромышленного холдинга «Доброфлот» «Порядка 32-33 млн только стоимость оборудования. Оно в стадии настройки требует постоянного обслуживания, высокооплачиваемых IT-специалистов, промавтоматики, технологов, организаторов производства. С точки зрения коммерческого интереса нам выгодна маркировка «Чистый знак», так как мы уже все это внедрили. Те компании, которые не внедрят, уйдут с рынка, высвободив этот спрос для нас. Но в данном случае пострадает потребитель, который будет вынужден покупать продукцию по более высоким ценам. На примере красной икры мы это наглядно видим — удорожание в пять-шесть раз. Не за счет прямых затрат, а за счет того, что конкуренция на рынке снизится, когда большая часть продукции отправляется на экспорт, а не на внутренний рынок».
Как следует из письма, только в Приморском крае зарегистрировано 27 производителей консервов из рыбы и морепродуктов, выпускающих ежегодно более 130 млн условных банок. При этом в Минпромторге указали на несправедливость возможной отсрочки для тех производителей, которые уже начали подготовку к новым правилам. Эти меры направлены на обеспечение прозрачности рынка и защиту потребителей от поддельной продукции.
При этом участники рынка отмечают, что уже внедренная система «Меркурий», которая контролирует прослеживание сырья в пищевой продукции, справляется с этой задачей, а дублированиев виде маркировки «Честный знак» — избыточная и бесполезная мера.