Войти в почту

Страны-эмитенты резервных валют нарушили главное правило валютного рынка

Если Евросоюз выдал кредит Украине под доходы от замороженных российских активов, это свидетельство осознания того, что конфисковать их полностью они не могут, нет даже в их правовой системе такой возможности, а международное право запрещает прямо.

Страны-эмитенты резервных валют нарушили главное правило валютного рынка
© Российская Газета

Другое дело, передача российских активов Украине, здесь есть три варианта. Первый - это решение Совета Безопасности ООН. Но в нем постоянными членами являются Россия и Китай, и такая инициатива будет заблокирована. Второй - если будет соответствующее международное решение, равное по силе убеждения Совбезу, но этого тоже никто не допустит. И, наконец, третий - если Россия сама, заключив мир с Украиной, в качестве репараций отдаст ей эти активы. И этого, опять же, не будет никогда.

Поэтому два года работы американских и европейских юристов свелись к меньшему злу, который я бы сравнил с логикой кота Матроскина: корова - государственная, а все, что она дает - наше. То есть активы конфисковать нельзя, но доходы с депозитов решили отдать Украине, поскольку и так уже разрыв связей с Россией вызвал колоссальные проблемы в европейской экономике. Энергетический кризис, который произошел после того, как Европа включилась в антироссийские санкции, - какая неожиданность, - привел и к резкому росту долгов стран Евросоюза. То есть, по сути, нарушен План стабильности и роста, основополагающий документ ЕС, предписывающий странам, входящим в объединение, иметь дефицит бюджета не больше 2% и госдолг не более 10% от ВВП. Соответственно, нужно как-то объяснить избирателям, политическому истеблишменту, как они выйдут из этой ситуации. Ведь увеличивать долг для того, чтобы передать что-то Украине - уже невозможно, и за счет эмиссии эту невозможность не обойти. Вот и выкручиваются, как могут: давайте заберем доходы от российских активов и будем давать их Украине 45 лет.

Но и у этой схему есть минусы, создается весьма неприятный прецедент. Помните, весь мир наблюдал за тем, как трясло все Альпы: банк Credit Suisse буквально исчез, потому что снизилось доверие к Швейцарии, которая прекратила быть нейтральной страной и включилась в антироссийские санкции. Это такой маленький пример того, что может быть с европейским финансовым рынком. Доверие к Евросоюзу как к тихой финансовой гавани, где уважается частная и государственная собственность, просто утрачено. Активы китайцев, ближневосточных монархий и всех остальных, кто доверился Европе, инвестировал в европейский финансовый рынок и держит деньги в европейских банках, как раньше доверять ей больше не будут.

Наверное, с точки зрения Соединенных Штатов, это хорошо. Там рассчитывают на отток капитала из ЕС к себе. А для Европы это, конечно, начало большой катастрофы. Если мы говорим о том, что главные факторы успеха любой экономики - это капитал, ресурсы и технологии, то Европа уже лишается ресурсов, начинает отставать в технологиях, и чтобы ее добить, надо лишить ее капитала. Чтобы не было доверия со стороны тех стран, которые могли бы участвовать в европейском финансовом рынке.

И тут еще есть один момент, который тоже очень важен, как раз в связи с саммитом БРИКС. Почему Запад так злят любые упоминания о расчетной системе БРИКС? Дело в том, что конфискованы международные резервы Банка России. Те самые резервные валюты. То есть, по сути, страны-эмитенты резервных валют пошли на беспрецедентное нарушение правил, по которым работает вся международная финансовая система. Получается, что и доллар, и евро, и швейцарский франк, фунт, йена - это теперь токсичные активы и в принципе не могут быть международными резервами. Именно страны-эмитенты резервных валют нарушили основное правило существования международного валютного рынка: заморозили резервы центрального банка, созданные в этих валютах. Это значит, что все остальные центральные банки мира должны десять раз подумать, нужно ли им иметь резервы в долларах, евро, швейцарских франках, йенах, фунтах.

И такими фокусами, как с доходами от российских активов, они как раз подталкивают страны мирового большинства к поиску альтернатив. Пока, прямо скажем, альтернатив не хватает. Но мир зримо уходит в некую "до Бреттон-Вудскую" эпоху, и строит все заново. Именно это и вызывает беспокойство по поводу успехов саммита БРИКС в Казани.