Экспорт детского питания из России к 2030 году достигнет $180 млн
К 2030 году Россия может увеличить экспорт детского питания до $170-180 миллионов, согласно оценке, представленной в обзоре отрасли и мирового рынка, подготовленном центром «Агроэкспорт» при Минсельхозе. Несмотря на то, что Россия пока не является крупным игроком на мировом рынке детского питания, её позиции в этом сегменте постепенно укрепляются, о чём свидетельствует рост объемов поставок. В период с 2018 по 2022 годы экспорт детского питания из России вырос с 11,4 тыс. тонн до 27,2 тыс. тонн. При сохранении нынешнего уровня мирового спроса и продолжении наращивания внутреннего производства, объёмы экспорта к 2030 году могут достичь $170-180 млн, говорится в отчёте. Основными рынками сбыта российского детского питания остаются страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и ближнего зарубежья такие как Узбекистан, Таджикистан и Грузия, на которые приходится большая часть экспорта. Кроме того, значительные поставки направляются во Вьетнам. По данным за 2022 год, Россия экспортировала 27,2 тыс. тонн детского питания на сумму $168,2 млн, что на 5,3% больше по объему и на 16,9% больше по стоимости по сравнению с 2021 годом. В среднем, в 2018-2022 годах экспорт детского питания увеличивался на 24,2% в натуральном выражении и на 28,9% в стоимостном. В результате активного развития внутреннего производства, государственной поддержки и выхода на новые рынки, объём экспортных поставок увеличился в 2,4 раза в натуральном и в 2,8 раза в стоимостном выражении. Крупнейшими импортёрами российского детского питания в 2022 году стали Узбекистан, закупивший 9 тыс. тонн (треть всех поставок), и Казахстан с 7 тыс. тонн (25,7%). В целом на топ-10 стран-покупателей пришлось 94,7% всего объема экспорта. В числе лидеров по приросту поставок оказались Грузия, увеличившая закупки почти в 1,8 раза, Туркмения — в 2,1 раза, и Узбекистан — на 30,5%. Однако наблюдалось сокращение объёмов поставок во Вьетнам (-33,8%) и Азербайджан (-51,6%). В стоимостном выражении Казахстан лидировал с объемом закупок на сумму $45,3 млн (27% экспорта), за ним следовал Узбекистан с $44,4 млн (26,4%) и Вьетнам с $19,2 млн (11,4%). Одновременно с ростом экспорта Россия уменьшила импорт детского питания: в 2022 году было закуплено 20,7 тыс. тонн на сумму $142,7 млн, что на 21,3% меньше по объему и на 10,7% меньше по стоимости по сравнению с 2021 годом. В период с 2018 по 2022 годы импорт этой продукции в Россию снижался в среднем на 17% в натуральном выражении и на 12,3% в стоимостном. Основные причины этого — рост собственного производства и снижение спроса на более дорогую импортную продукцию. Главным поставщиком детского питания в Россию в 2022 году были Нидерланды, обеспечившие 30,1% импорта (6,2 тыс. тонн). Также крупными поставщиками стали Швейцария (26,9%, 5,6 тыс. тонн) и Дания (17,5%, 3,6 тыс. тонн). Производство детского питания в России в 2023 году составило 2,3 млн тонн, что примерно соответствует уровню 2021 года. В 2022 году объём производства временно снизился до 1,992 млн тонн из-за ухода некоторых иностранных компаний, роста стоимости упаковки и нехватки ингредиентов. Однако, как отмечают аналитики, эти проблемы носят временный характер, и отрасль продолжает активное развитие. • Как сообщало ранее Национальное аграрное агентство, российские производители детского питания также активизировали свои усилия по выходу на рынки стран Африки и Азии, где растущий спрос на качественные продукты питания открывает новые возможности для экспорта. • По данным Всемирной организации здравоохранения, рынок детского питания глобально растёт с каждым годом. В 2022 году объем мирового рынка составил более $73 млрд, и прогнозируется, что к 2030 году он достигнет $103 млрд.