Как на территории ДФО расшивают узкие места транспортной инфраструктуры
Транспортники и логисты в условиях геополитической турбулентности работают, по сути, в авральном режиме, развивая наземные и морские торговые пути, ускоряя цифровизацию и внедрение новых технологий. Притча во языцех - железнодорожная инфраструктура, не поспевающая за расширением мощностей портов и ростом спроса на перевозки. Какими должны быть ответы на новые вызовы, представители отрасли и власти обсуждали на логистическом форуме клуба предпринимателей ДФО во Владивостоке.
Экспорту мешает… импорт
В этом году импортных грузов через Дальний Восток идет в 3,7 раза больше, чем экспортных. В обзоре Банка России по региональной экономике говорится: "В августе-сентябре 2024 года рост контейнерного импорта на Дальнем Востоке превысил общероссийские темпы. Загрузка портовых и складских терминалов оставалась высокой. Ожидание на рейде к сентябрю увеличилось более чем в два раза по сравнению с январем-маем".
Из-за этого увеличились сроки доставки товаров морем, перевозчики все чаще ввозят их в РФ автотранспортом - это оперативнее, чем по железной дороге. Отдельные предприятия отмечают значительное увеличение сроков железнодорожной отправки грузов на запад страны и ограничения на перевозку по некоторым маршрутам. С октября в условиях высокой загруженности портов Приморья импорт автомобилей в Россию начали оформлять через новый морской пункт пропуска Суходол, ранее ориентированный только на экспорт. Минтранс ищет способ, как выравнять перекос грузопотоков, оптимальное решение пока не найдено.
Тем временем вывоз в полувагонах, освобожденных от экспортных грузов, контейнеров с импортом стал привычным делом, хотя полтора года назад это была временная мера. По данным группы "Дело", доля таких перевозок в порту Восточный выросла с двух до 41 процента.
- Для ускорения перевозок надо повысить эффективность таможенного контроля, развивать инфраструктуру и предлагать конкурентоспособные тарифы, - выразил мнение генконсул Индии во Владивостоке Сиддартх Гаурав.
Пропорция не в нашу пользу
Дисбаланс экспортно-импортных грузопотоков привел к острой нехватке складов в Приморье. По данным консалтинговой компании NF Group, в связи с активной торговлей с КНР, ростом интернет-торговли и наличием выхода к морю в крае сейчас просто нет свободных складских помещений, при том, что строят их достаточно активно.
В частности, Владивостокский морской торговый порт (ВМТП) к 2028 году планирует расширить вместимость склада до 44,9 тысячи TEU (+66 процентов), увеличить число кранов и спецтехники, чтобы повысить контейнерооборот на 40 процентов - с 860 тысяч TEU до 1,2 миллиона. Но в целом дисбаланс между спросом и предложением в ближайшие пару лет вряд ли исчезнет.
Фото: Инфографика «РГ» / Рафаэль Зарипов
В рамках развития транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке планируется создание на приграничных площадках международных территорий опережающего развития с логистической специализацией. Одна из них будет в Приморье, другая - в Забайкалье.
- Цель МТОР "Великий путь" - создание транспортно-логистических комплексов, промышленных и туристических предприятий, объектов досуга и оптово-розничной торговли на приграничных территориях и в основных транспортных узлах: городах Чита и Борзя, - подчеркнула представитель правительства Забайкальского края Марина Степанова.
Глава корпорации развития Приморского края Рашид Ибрагимов также напомнил о проектах создания международных транспортных коридоров "Приморье-1" и "Приморье-2", способных сократить логистическое плечо не только для товарообмена между Китаем и Россией, но и для транзита грузов между провинциями КНР. Актуальность этих маршрутов, обозначенных экспертами еще в 1990 годы, подтвердила сама жизнь, но пока планы остаются на бумаге.
Логистика просит ИИ
Большие надежды возлагают на внедрение информационных технологий.
С каждым годом в компаниях растет интерес к цифровизации. По данным "Яндекс Магистрали", в "оцифровке" бизнеса заинтересованы 62 процентов заводов и предприятий Приморья. Преимуществ - масса. Это безбумажный документооборот, аналитика рынка, поиск оптимальных маршрутов, тарифов, проверка контрагентов и так далее.
- Наше исследование показывает, что компании в первую очередь хотят автоматизировать процессы и снизить расходы на логистику. Цифровизация повышает возможности производства, снижает его риски и решает ряд острых проблем, способных стать критичными, например, дефицит кадров, - отметил директор по развитию "Яндекс Магистрали" Александр Гаврилов.
На рынке достаточный выбор сервисов с использованием ИИ, облегчающих жизнь логистам. При этом государство озаботилось созданием единой платформы, призванной перевести транспортно-логистический рынок страны на электронный документооборот, а также упразднить серые схемы.
В конце сентября в Москве на форуме "Цифровая транспортация" Минтранс РФ в рамках эксперимента по созданию Национальной цифровой транспортно-логистической платформы (НЦТЛП) "ГосЛог" дал старт мультимодальным перевозкам из Владивостокского морского торгового порта и Первого контейнерного терминала в Санкт-Петербурге.
- Платформа объединит цифровые логистические сервисы и будет служить "одним окном" для общения между государством и перевозчиками. Цель - сократить к 2030 году затраты на транспортировку на 16,5 процента и увеличить долю электронных документов до 90 процентов. Внедрение новой системы позволит повысить скорость доставки грузов, - отметил замминистра транспорта РФ Дмитрий Баканов.
Эксперимент продлится до 1 июня 2025 года. Сегодня разработано 11 маршрутов для отработки механизма перехода на электронный документооборот в логистике, среди них дальневосточное направление Приморье - Сахалин, в тестировании которого участвует ВМТП.