В деревню, но не в глушь: где будет хорошо жить и работать в России

Власти поддержат строительство квартир большой площади и частных домов не только в городах, но и в малых населенных пунктах, которые особенно важны для страны — там, где развивается промышленность, наука, имеются стратегические объекты. Это следует из проекта стратегии пространственного развития РФ до 2030 года, который обсудили на парламентских слушаниях в Совете Федерации 23 октября. Красной строкой в документ записали приоритет трудоустройства российских граждан при реализации миграционной политики, создание условий для трудовой мобильности людей и переориентацию экономики на Восток и другие дружественные рынки. «Парламентская газета» узнала подробности.

В деревню, но не в глушь: где будет хорошо жить и работать в России
© Парламентская газета

Экономическая эффективность и высокое качество жизни

Стратегию пространственного развития утверждает Правительство РФ, документ определяет приоритеты, цели и задачи регионального развития страны и меры по их достижению и решению. Действующая редакция рассчитана до конца 2024 года, сейчас кабмин работает над ее обновлением до 2030 года.

Актуализировали цель стратегии: если раньше речь шла о выравнивании различий в уровне и качестве жизни населения в регионах и ускорении темпов экономического роста, то теперь в качестве цели зафиксировали «формирование системы расселения и территориальной организации РФ, которые будут способствовать достижению национальных целей ее развития». Эти цели по всем отраслям в мае 2024 года утвердил глава государства.

Коротко принцип стратегии сформулировал глава Минэкономразвития Максим Решетников, который направил сенаторам видеообращение: «При принятии решения, что, где и когда строить, предлагается исходить из экономической эффективности».

Замминистра Дмитрий Вахруков рассказал более подробно. Будет применяться дифференцированный подход к развитию территорий по принципу «даем развиваться сильным, помогаем тем, кто в этом нуждается». Основные ресурсы государство сконцентрирует в конкретных точках, для этого составили перечень 2264 опорных населенных пунктов, в которых проживает 73 процента населения страны. 85 процентов от числа опорных пунктов — это малые города и сельские территории, к 2030 году там планируют повысить качество жизни на 30 процентов.

Населенные пункты разделили по типам задач. Там, где развивается производство и реализуют инвестпроекты, нужно создавать самую современную инфраструктуру опережающими темпами, чтобы туда приезжали жить и работать люди. Крупные города должны стать опорными центрами для прилегающих территорий: там появятся самые современные медицинские комплексы и другие важные объекты. Наконец, задача для развития стратегических населенных пунктов, важных для обеспечения безопасности страны, — сделать так, чтобы оттуда не уезжали люди.

У регионов земные проблемы

В проекте стратегии зафиксировали комплексный подход к развитию инфраструктуры: новые предприятия должны развиваться в увязке с транспортом, энергетикой, жилстроительством, коммунальной и социальной инфраструктурой. Документ, по словам первого зампреда Совфеда Андрея Яцкина, учитывает национальные цели России: увеличение численности населения, переориентацию внешней торговли, развитие международных транспортных коридоров в восточном и южном направлениях, приграничное сотрудничество.

Однако у сенаторов есть вопросы, в частности, к перечню опорных населенных пунктов. «Развитие исключительно городских агломераций позволяет привлекать частный капитал, но малые населенные пункты также достойны иметь высокий уровень жизни, — сказал Андрей Яцкин. — Документ должен четко и чутко улавливать развитие регионов, каждому субъекту важно увидеть себя в стратегии».

При обсуждении проекта документа Совфед получил предложения из регионов. Проблемы там вполне земные и не новые: субъекты указали на критический износ инфраструктуры в ряде территорий, попросили кабмин ориентироваться на поддержку малых, средних и сельских территорий, формируя систему расселения людей. «Мы предлагаем расширить это понятие, — сказал глава Комитета Совфеда по региональной политике Андрей Шевченко. — Не просто предложить систему расселения, а обеспечить ее сбалансированность, чтобы основные массы не концентрировались в столичной агломерации. От изолированных инвестпроектов предлагаем переходить к созданию цепочек формирования добавленной стоимости».

Сенаторы также предложили создать в структуре Российской академии наук отдельную организацию, которая бы ведала пространственным и региональным развитием.

Летать и ездить станет быстрее и удобнее

Стратегию верстали исходя из жестких бюджетных ограничений, поэтому ее главным принципом Дмитрий Вахруков назвал экономическую эффективность. В Минэке констатировали дефицит кадров, при этом четко зафиксировали «приоритетность российских граждан при реализации миграционной политики». В стратегии записана задача не допускать возникновения этнических анклавов, то есть роста концентрации иностранцев в отдельных регионах, населенных пунктах и видах деятельности.

Большое внимание уделят трудовой мобильности, для чего планируют развивать транспортную доступность. Первый замглавы Минтранса Валентин Иванов привел такие цифры: за пять лет авиаподвижность планируют повысить в полтора раза, построить или отремонтировать 77 аэропортов. За этот же период отремонтировать 85 процентов федеральных и 60 процентов региональных дорог. В регионах 85 процентов общественного транспорта будет «не старше нормативного возраста». Смертность на дорогах к 2030 году должна снизиться в полтора раза. Вслед за Санкт-Петербургом высокоскоростные магистрали планируют тянуть в Казань, Екатеринбург, Минск, на Юг страны и в новые регионы.

Жилищную политику Дмитрий Вахруков назвал инструментом поддержки рождаемости. Государство, по его словам, поддержит строительства квартир большой площади и доступного индивидуального жилья в пригородах. Планируют сформировать федеральную схему размещения объектов высокотехнологичной помощи в здравоохранении. Их будут строить не только по заявкам регионов, но исходя из транспортной доступности и возможности людей туда добраться. Запустят федеральный проект «Современный облик сельских территорий», который позволит жить там с не меньшим комфортом, чем в городах.