Войти в почту

Кладовые Сибири: в России готовы увеличить добычу золота и серебра вдвое

Народосбережение, увеличение транспортной конкурентоспособности территорий, ликвидация энергодефицита, включая нехватку ресурсов на социальную догазификацию, — вот лишь некоторые вопросы, которые предстоит решать уже сейчас для успешного развития Сибири как нового центра российской силы. А чтобы огромные богатства макрорегиона помогали и укреплять государство, и повышать уровень жизни сибиряков, министерства и ведомства, ответственные за это, будут находится «под жестким парламентским контролем» — легкой жизни у чиновников не будет. Об этом 22 октября заявила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко на первом заседании Совета по вопросам развития Сибири при спикере палаты регионов.

Кладовые Сибири: в России готовы увеличить добычу золота и серебра вдвое
© Парламентская газета

Темпы геологоразведки надо увеличивать

Красота, крепкий характер и сказочные богатства этого края не раз отражались в известных художественных произведениях. В книгах — от «Записок из мертвого дома» Федора Достоевского до «Царь-рыбы» Виктора Астафьева, «Живи и помни» Валентина Распутина, повестях Василия Шукшина. В кино — в знаменитых телевизионных сагах «Вечный зов» и «Угрюм-река» по романам Вячеслава Шишкова и Анатолия Иванова.

Сегодня сибирский макрорегион по-прежнему способен поражать воображение тех, кто хотя бы одни глазком захочет заглянуть в его почти необъятные кладовые. Сегодня на территории Сибирского федерального округа сосредоточено 96 процентов общероссийских запасов платины, 40 процентов — свинца, столько же — золота, 80 процентов — угля, 73 процента — никеля, 43 процента — меди.

Но богата Сибирь не только ресурсами, но и людьми, умеющими сквозь трудности добиваться поставленных целей. Не случайно именно на сибирской земле работают крупные научные и образовательные, промышленные и туристические центры. Среди них — всемирно известные университеты Томска, новосибирский Академгородок, индустриальные кластеры Красноярского края и Кузбасса, промышленные предприятия Омской и Иркутской областей, гигантская Саяно-Шушенская ГЭС в Хакасии, уникальные заповедники Алтая и Тувы.

Очевидно, что таким богатствам требуется особое внимание и управление, прежде всего — со стороны государства. Полтора года назад Правительство РФ утвердило Стратегию развития Сибири до 2035 года — сегодня ее реализация должна быть крепко увязана со Стратегией пространственного развития нашей страны. На этом сделала акцент Валентина Матвиенко на первом заседании Совета по вопросам развития Сибири — нового консультативного органа при председателе Совета Федерации, который объединил глав сибирских регионов, сенаторов, представителей федеральных министерств и ведомств, экспертов, ученых.

«Мы не можем допустить обезлюживания этой уникальной, богатейшей земли, которую на протяжении веков своим трудом в непростых условиях обустраивали наши предки. И считаю, что вопросы демографического благополучия Сибири должны занять одно из ведущих мест в нашей работе», — сказала Матвиенко.

Несмотря на то что отток сибиряков в европейскую часть страны уже не такой сильный, а в таких центрах, как, например, Красноярск, последняя перепись показала даже прирост населения (с одного миллиона до 1,2 миллиона человек), проблема закрепления людей на сибирских землях стоит достаточно остро. Особенно с учетом того, что сегодня, как отметил глава нового совета, экс-губернатор Красноярского края, а ныне сенатор РФ Александр Усс, именно в Сибири формируется новый центр силы, который поможет России двигаться в будущее. Поэтому, помимо парламентского контроля за реализацией сибирской Стратегии-2035, он предложил сосредоточиться на выработке базовых для развития макрорегиона вопросов, решение которых требует скорейшего решения, и законодательного реагирования по самым острым проблемам. В частности, это касается увеличения темпов и масштабов геологоразведки. «По некоторым ресурсам и запасы иссякают уже через 30 лет, а это — критически мало», — заявил Усс.

Сибирь как центр производства алюминия

Одна из проблем, которые гложут руководителей сибирских регионов, — инфраструктурная недостаточность. Так, есть магистраль Москва — Владивосток, реконструкции которой сибиряки заждались, есть незавершенная железная дорога Кызыл — Курагино, которая должна открыть логистические двери в страны мирового большинства. И несмотря на рост инвестиций в сибирские проекты, они все равно продолжают буксовать из-за недостатка финансирования. При этом, как отметил губернатор Новосибирской области Андрей Травников, приоритет отдается высокобюджетным транспортным проектам, которые осуществляются в европейской части страны. Хотя стратегически, считают главы сибирских регионов, с учетом разворота российской торговли на Восток внимание к развитию логистики в Сибири должно быть самым пристальным. Тем более что развитие Сибири должно идти ускоренными темпами — именно такая задача поставлена Президентом России.

В Минэкономразвития согласны с этим — как заявил замглавы министерства Дмитрий Вахруков, в ближайшие десятилетия именно территории восточнее Урала будут играть ключевую роль в достижение тех целей, которые поставил глава государства. Он отметил, что сейчас экономика Сибирского федерального округа (СФО) ориентирована преимущественно на сырьевой сектор, потому приоритетом в реализации сибирской Стратегии-2035, по его словам, станет «развитие производств высоких переделов». Так, по его словам, Сибирь должна стать центром производства изделий из алюминия. «Здесь у нас есть цель — увеличить к 2030 году на 27 процентов производство алюминия, на 38 процентов — внутреннее потребление переработанного алюминия. И мы знаем, как ее достичь», — обнадежил Вахруков.

Возьмутся и за развитие переработки и в области нефтегазохимии — это уже стало необходимостью на фоне роста газодобычи на 50 процентов за последние семь лет. Цель, заявленная замглавы Минэкономразвития,— обеспечение в Сибири роста производства крупнотоннажных полимеров на 63 процента. Того же самого планируется добиться в деревообработке — через пять лет, согласно планам министерства, производство бумаги и картона в СФО должно вырасти в полтора раза, ДСП — на 58 процентов, целлюлозы — на 53 процента.

Кроме того, традиционно Сибирь находится в числе российских лидеров по добыче золота и серебра — здесь поставлена цель к 2030 году нарастить объемы золотодобычи до 127 миллионов тонн: фактически это удвоение от того, что есть сейчас. Еще один «вкусный» показатель сибирской стратегии — двойное увеличение турпотока в Сибири. И помогут в этом новые особые экономические зоны туристическо-рекреационного типа — вслед за «Воротами Байкала» они могут со временем появиться в Тыве, Алтайском крае и Республике Алтай, в Хакасии, а также в кемеровском Шерегеше, проект создания ОЭЗ в котором уже внесен в Правительство РФ.

Легкой жизни у чиновников не будет

Пожалуй, самая болевая точка для сибиряков — низкий уровень социальной газификации. Притом что именно здесь находится до сорока процентов всех нефтегазовых запасов страны. Как признался губернатор Иркутской области Игорь Кобзев, во вверенном ему регионе положение удручающее: если в среднем по России уровень газификации домов составляет 75 процентов, по Сибири — 30 процентов, то в Иркутской области — всего… два процента.

Да и на других сибирских землях ситуацию сложно назвать хорошей — как признавались губернаторы на заседании в Совете Федерации, без газа находятся целые районы, пусть и удаленные. А между тем без энергетики не будет ни дорог, ни предприятий, ни новых рабочих мест, от наличия которых зависит в том числе решение демографических проблем.

Валентина Матвиенко пообещала главам регионов заняться этой проблемой вместе с ними. И заверила, что «легкой жизни» у ответственных за развитие Сибири федеральных чиновников не будет. По ее словам, сенаторский совет будет постоянно вести мониторинг, как реализуются заявленные планы: «Теперь вы будете под жестким парламентским контролем. Часто бывает, что программы принимаются, но потом их корректируют в сторону уменьшения показателей. В данном случае, учитывая важность сибирского макрорегиона, мы будем с вами в постоянном диалоге».