Войти в почту

Тюменские пчеловоды готовы помочь фермерам с опылением полей

На пасеках завершился сезон 2024 года. Тюменские пчеловоды оценивают его как неплохой, хотя по медосбору не рекордный: сказались возвратные холода в период цветения липы. Но есть и положительная тенденция: случаев массовой гибели пчел от пестицидов стало меньше.

Тюменские пчеловоды готовы помочь фермерам с опылением полей
© Российская Газета

И все же многие нерешенные проблемы остались. Представители региональных отделений общероссийской организации "Промышленные пчеловоды России" говорили о них на этой неделе на парламентских слушаниях в Государственной Думе, посвященных приоритетным направлениям законодательного обеспечения развития агропромышленного комплекса. В заседании участвовали и представители Тюменской области.

Хобби не нуждается в стратегии

Программный подход к развитию различных отраслей экономики характерен для большинства отраслей народного хозяйства, в том числе АПК. Сформулированы стратегические цели, объемные показатели, сроки и инструменты их достижения. А вот задачи развития пчеловодства пока не определены ни в одном документе стратегического планирования.

По данным статистики, объемы производства меда в стране, в том числе и в Тюменской области, ощутимо не растут, колебания связаны чаще всего с погодными условиями. В 2023 году в РФ насчитывалось 2,7 миллиона пчелосемей, из которых 93,6 процента сосредоточено в личных подсобных хозяйствах (в Тюменской области - 98,2), около 5 процентов - в крестьянско-фермерских (1,7) и около двух процентов - в сельскохозяйственных организациях.

Эти цифры наглядно показывают, что в последние десятилетия к пчеловодству сложилось отношение как к любительскому занятию, хобби, которым увлечены частники-энтузиасты. В публичном пространстве порой рассуждают о цене меда или его фальсификации, но не о роли пчеловодства для растениеводства в целом. Между тем важнейшая функция пчел не медосбор, а именно опыление и повышение урожайности сельскохозяйственных культур, считает Андрей Панышев, один из немногих промышленных пчеловодов Тюменской области, выпускник регионального проекта "Школа фермера".

В СССР при каждом растениеводческом хозяйстве была своя пасека, а сегодня эта система взята на вооружение аграриями многих стран

Члены союза пчеловодов-промышленников уверены: кардинально изменить подход можно, только приняв федеральную программу развития этой отрасли и внеся изменения в законодательную базу. Сами они, конечно, не сидят сложа руки в ожидании перемен. Так, в 2023 году при активном участии этой общественной организации было разработано шесть законопроектов, в том числе четыре - по самому больному вопросу обращения с пестицидами.

Одна из таких инициатив стала федеральным законом - речь о 306-ФЗ, который вступил в силу 1 сентября. Он уточняет сроки информирования пчеловодов о применении пестицидов и агрохимикатов при обработке полей: теперь аграрии обязаны сообщать о своих планах пасечникам не ранее чем за 10 дней и не позднее пяти дней до начала обработки (ранее крайний срок ограничивался тремя днями).

Трактат о ядах

Обработку полей пестицидами 1 и 2 классов опасности пчеловоды называют главным фактором, сдерживающим развитие отрасли. Даже соблюдение регламентов не гарантирует безопасность пчел, которые могут улетать на расстояние до 10 километров от пасеки. Так, в 2023 году в Тюменской области погибло около 220 пчелиных семей, в некоторых деревнях в результате уничтожены целые пасеки. В этом году растениеводы были осторожнее с химией, кроме того, в Тюменском, Исетском районах и Заводоуковском городском округе пчеловодов оповещали о планируемых обработках полей в специальных группах в мессенджере. Чаты и соцсети оказались эффективнее обычных объявлений, которые ранее расклеивали на досках информации в деревнях, поэтому теперь такой механизм предупреждения внедрен в регионе повсеместно.

Но в союзе пчеловодов считают, что это тоже не решение проблемы. Ведь безопасность в таком случае обеспечивается… бегством - экстренной перевозкой пчел подальше от ядовитых полей либо изоляции их в улье на длительный срок. Это влечет недополучение продукции и дополнительные затраты, то есть упущенную выгоду.

Кроме того, владельцы стационарных пасек обладают такими же правами на использование собственных земельных участков, как и сельхозпредприятия, почему же тогда вынуждены за свой счет эвакуировать подопечных, если соседи вдруг решат обработать поля опасными химикатами? Почему обязанности растениеводов ограничиваются только оповещением? Такой подход, уверены в союзе, устарел. Общественники предлагают поставить вопрос по-другому: на основании статьи 434.1 ГК РФ заключать договор, согласно которому аграрии обязуются для предотвращения убытков пасеки перевезти своим транспортом и за свой счет пчелиные семьи на согласованное место, а потом вернуть их обратно, когда угроза миновала.

Есть и другой путь - вообще не применять химикаты 1-2 классов опасности, а использовать биопрепараты или энтомофаги. Например, в Татарстане в 2023 году восемь процентов площади посевов рапса обрабатывали биопестицидами. Есть подвижки и в Тюменской области: по итогам 2023 года 20 хозяйств из пяти муниципальных округов отмечены профильным комитетом областной Думы за эффективную работу по внедрению безопасных технологий защиты растений и тесное взаимодействие с пчеловодами, позволившее избежать отравления пчел.

Ставка на опыление

Опрыскивание ядохимикатами - главный фактор, сдерживающий развитие системы контрактного опыления полей. К слову, такой подход широко применялся во времена СССР, когда практически при каждом растениеводческом хозяйстве была своя пасека, а сегодня эта система взята на вооружение аграриями многих стран.

- В США, например, если хозяйства возделывают культуры, которые опыляются насекомыми, то свою деятельность без пчеловодов они даже не планируют, - рассказывает Андрей Панышев. - Поэтому уже в феврале все пасеки зафрахтованы. Вначале с восточного побережья пчел везут на цветение миндаля в Калифорнию, потом они едут в штат Орегон в сады на цветение яблонь и груш, затем - на рапс и так кочуют все лето. В Европе запрещено обрабатывать препаратами первого класса цветущий рапс. Если кто-то рискнет, его не только пчеловоды без штанов оставят с помощью судебных исков, но и государство накажет.

- На российском рынке контрактное опыление как услуга появилось год-два назад, - поясняет кандидат биологических наук Алексей Кондряков. - Чаще всего к ней прибегают хозяйства, занимающиеся плодово-ягодными, масличными и другими энтомофильными культурами.

Заключение таких контрактов действительно стало тенденцией. По данным опроса среди членов упомянутого объединения, в 2022 году на опылении полей суммарно было задействовано около 5 тысяч пчелиных семей, в 2023-м - уже 11 тысяч. Наиболее востребованы услуги насекомых при выращивании гречихи, подсолнечника, рапса, ягод и фруктов, а также овощей закрытого грунта, перспективно опыление пчелами и при возделывании бобовых. В южных регионах страны, в Башкирии, Татарстане, на Алтае, в Кузбассе такое сотрудничество в последние годы стало обычным делом.

- Сами фермеры заинтересованы в том, чтобы пчелы работали на посевах, это повышает урожайность, - констатирует вице-губернатор, директор департамента АПК Тюменской области Владимир Чейметов.

- Хозяйства уже стали зазывать нас, - рассказывает Олег Горшенин, пчеловод из Челябинска. - Например, фермер, у которого около тысячи гектаров гречихи, раньше брал плату с пчеловодов, хотя и символическую - банку меда. Но после того как урожайность на опыленном поле скакнула на 30 процентов, он готов принимать всех бесплатно.

Более того, многие растениеводы теперь готовы и сами заплатить за услугу, и расценки растут. Несколько лет назад "наем" одной пчелосемьи на весь срок цветения культуры обходился в 900 рублей, сейчас - 1,5-2,5 тысячи. Такой рост - результат того, что крестьяне увидели в опылении экономический смысл.

Программный подход

Члены союза пчеловодов убеждены: относиться к ним как к серьезным и равноправным игрокам аграрного рынка поможет только госпрограмма развития пчеловодства. И надеются, что в скором времени она появится. А пока в качестве первоочередных предложений на слушаниях в Госдуме предложили внести 17 изменений в федеральные законы и постановления правительства РФ, сформулировали десятки рекомендаций органам госвласти и надзорным структурам. Впрочем, с таким большим списком инициатив союз выступает не впервые. Услышат ли их на этот раз?

- Программа нужна не столько нам, сколько государству, - считает член организации "Промышленные пчеловоды России" тюменец Олег Збанацкий. - Без возвращения к использованию пчел для опыления энтомофильных культур не решить задачу увеличения экспорта сельхозпродукции в 1,5 раза. Только с опылением можно получать качественные отечественные семена овощей, многолетних трав, бобовых, подсолнечника, рапса и других культур. Без собственных семян нет продовольственной независимости, а без нее - продовольственной безопасности.