Налоговая «автоупрощенка»: что это и кого затронет
Удавшийся эксперимент Федеральный закон N 17-ФЗ со сложным названием «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» был принят 25 февраля 2022 года, распространялся в качестве эксперимента на Москву, Московскую и Калужскую области, а также Республику Татарстан и должен был действовать с 1 июля 2022 года до 31 декабря 2027 года включительно. В данном документе налогоплательщиками специального налогового режима признаются организации и индивидуальные предприниматели, за исключением некоторых категорий – например, производящих подакцизные товары или добывающих полезные ископаемые. А вот не касался он организаций, имеющих филиалы и подразделения, банков и небанковских кредитных и микрофинансовых организаций, страховщиков, негосударственных пенсионных и инвестиционных фондов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, ломбардов, нотариусов, адвокатов, иностранных компаний, частных агентств занятости и еще многих других. В Федеральной налоговой службе и Минфине России заявили, что считают результаты эксперимента положительными. По информации РБК, с 2025 года специальный налоговый режим АвтоУСН предложили распространить региональными законами на остальные субъекты Российской Федерации, в том числе на федеральной территории «Сириус» и в городе Байконур (Казахстан). При этом для всех территорий будут действовать единые правила «автоупрощенки». Срок проведения эксперимента останется прежним – до конца 2027 года. Соответствующее предложение, в частности, озвучивала Минфину в начале октября «Опора России», объясняя, что ряд субъектов Российской Федерации, как, например, Санкт-Петербург, готов к участию в эксперименте. Плюсы «автоупрощенки» Руководитель аудиторско-консалтинговой группы АИП, эксперт Московского отделения «Опоры России» по финансово-правовой безопасности бизнеса Сергей Елин, комментируя «ФедералПресс» инициативу о введении АвтоАУСН во всех регионах страны, пояснил, что она выглядит логичным продолжением налогового эксперимента, который проводился на территории субъектов, выбранных для тестирования автоматической упрощенки. «Формат тестирования путем введения новшеств на какой-то ограниченной территории также не раз реализовывался. К примеру, по самозанятым такой формат уже отрабатывался. И сейчас мы видим то же самое по инициативе в части автоматической упрощенки. Данное нововведение имеет плюсы для предпринимателей микробизнеса, который попадает под лимиты до шестидесяти миллионов. Под автоматическую упрощенку попадают те, у кого доход до шестидесяти миллионов и штат до пяти человек. Для них снимается административная нагрузка, уменьшается объем отчетности, для кого-то налоговая отчетность полностью упраздняется в зависимости от деятельности предприятия, наличия штата и так далее, – отметил он. – Благодаря автоматизации снижаются затраты на бухгалтерию для предприятий. А недобросовестным в уплате налогов становится проблематично совершать налоговые правонарушения. Автоматизация уменьшает нагрузку на проверяющих, уменьшает издержки на контроль, на учет со стороны налоговых органов, но при этом повышает качество налогового администрирования». Ранее «ФедералПресс» публиковал мнение экономиста о донастройке налоговой системы в России. Фото: ФедералПресс / Елена Сычева