Войти в почту

Костин: ключевая ставка ЦБ может достигнуть 21% уже в этом году

Ключевая ставка ЦБ в этом году может достигнуть уровня в 21%, заявил президент — председатель правления ВТБ Андрей Костин, отметив, что такое повышение может произойти не обязательно на ближайшем заседании. Это заседание состоится 25 октября.

Костин: ключевая ставка ЦБ может достигнуть 21% уже в этом году
© BFM.RU

На вопрос, допускает ли он, что в следующем году ключевая ставка может дойти до 25%, Костин ответил: «Да все может быть. Там, где женщины руководят процессом... невозможного мало».

Ранее зампред ЦБ Алексей Заботкин подтвердил, что Банк России по-прежнему допускает возможность повышения ставки на следующей неделе. Какого решения ждать от ЦБ? Говорит старший инвестиционный консультант «Финам» Тимур Нигматуллин:

— Буквально вчера опубликовали скорректированный показатель по инфляции за сентябрь, а это почти 10%, поэтому невозможного мало, могут и повысить. В ближайшие два-три месяца ставка должна быть по всей видимости повышена, а каким образом, какими ступеньками — это уже вопрос к чиновникам, как они решат, это вопрос не к экономистам.

— Вы как считаете, в следующем году что нас ждет, какая будет ключевая ставка? 25%, как допускает Костин?

— По логике вещей, если мы принимаем за правду, что бюджетный стимул не будет наращиваться, а в 2024 году он наращивался трижды, вероятно, ставка по году будет снижаться вслед за инфляцией, но прогнозировать сложно.

— Официальный курс составляет 97 рублей за доллар. Что будет до конца года? Bloomberg нам сообщает, что российские власти могут допустить ослабление рубля и до 100 к доллару, чтобы снизить санкционное давление. Вы как считаете, такой сценарий реалистичен?

— Я бы не читал Bloomberg по утрам. А в целом, если рассуждать об этом, то сейчас речь идет о смягчении принудительной продажи выручки экспортерами, и это так устроено, что технически экспортеры не могут продавать очень долго очень много валюты, иначе им не на что будет инвестировать в покупку оборудования и так далее. И это вынужденное ограничение вот таким образом воспринимается, и оно косвенно может влиять на курс. Я думаю, что текущий курс равновесный, дальше будет идти очень сложно без новых вводных, а новые вводные, как у нас периодически бывает, появляются неожиданно. В частности, снижение цен на нефть.

ЦБ сейчас приходится нейтрализовать целый ряд процессов, которые ускоряют темпы инфляции, — это повышение тарифов ЖКХ, увеличение бюджетных расходов, рост денежной массы, поэтому ставку придется повышать.

Говорит инвестиционный стратег УК «Арикапитал», доцент Финансового университета Сергей Суверов:

— Выбора особо нет, приходится в целом повышать ключевую ставку. Мой прогноз: все-таки будет 20% на следующем заседании, дальше будет зависеть от экономической статистики. Но мы видим, что, например, ряд промышленников высказываются в том ключе, что рост ключевой ставки снижает инвестиционную активность, компаниям проще положить деньги на депозиты, а не вкладывать в производство. Возможно, этот аргумент сыграет свою роль, и поэтому какого-то ажиотажного дополнительного повышения ставки не потребуется, но пока прогноз все-таки 20%, возможно, 21%, даже, возможно, и 22% к концу года. Например, Совкомбанк ожидает 22% ключевую ставку к концу года, поэтому идет тренд на повышение. Но мы видим и серьезные побочные эффекты — это рост ключевой ставки, как я уже сказал, возможно, регулятор и прислушивается.

— 25% в следующем году маловероятны?

— Все будет зависеть от инфляции. Если инфляция не будет продолжать расти, может, и не потребуется дополнительное повышение ставки. Какие конкретно цифры, сейчас говорить трудно, но ведь недавно и 20% казались нереальной цифрой.

— Что будет с рублем?

— С учетом того, что на рынке дефицит валютной ликвидности, рубль, скорее всего, продолжит умеренное ослабление. Я допускаю, вполне вероятно, что к концу года может быть курс 100 рублей за доллар.

Доллар через кросс-курс к юаню в моменте превысил отметку 97 рублей, днем рубль перешел к небольшому укреплению к юаню.