Профессор Катасонов: Америка не могла понять, как Сталину удалось поднять страну после 1945 года
Я уже многократно писал на тему мобилизационной экономики. По той причине, что без перехода на мобилизационную модель экономики в России мы обречены на поражение в войне с коллективным Западом. Добиться успеха, оставаясь в рамках прежней модели так называемой «рыночной экономики» (на самом деле – модели экономики зависимого капитализма), просто невозможно.
В статье «Победа СССР во Второй мировой войне была обеспечена за счёт беспрецедентно высокой мобилизации экономики» я уже писал об советском опыте мобилизации экономики в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Это была вторая фаза мобилизации; предыдущей (первой) фазой была мобилизация, которая обеспечивала индустриализацию Советского Союза (1928-1941 гг.). Основное внимание я уделил вопросу трудовой мобилизации тыла. Поскольку в решении сложных задач экономической мобилизации все должно начинаться с мобилизации трудового потенциала. А уже затем мобилизованные работники начинают активно участвовать в мобилизации других экономических ресурсов – природных, производственных (основные фонды), финансовых и научно-технических.
Великая Отечественная война (ВОВ) завершилась, но экономическая мобилизация в Советском Союзе не была отменена. Хотя бы потому, что на смену Второй мировой войне пришла другая война, которая получила название «холодная». Просто экономическая мобилизация СССР после 9 мая 1945 года приобрела другие формы. Наступила новая ее фаза.
Хронологические рамки новой фазы мобилизации советской экономики: со времени окончания ВОВ до смерти И.В. Сталина, под руководством которого осуществлялась эта мобилизация. Плюс еще года два, когда советская экономика продолжала развиваться на основе решений, которые принимались Сталиным. Всего получается около десяти лет: 1946-1955 гг.
Главной целью мобилизации было объявлено восстановление разрушенной войной страны. Потери касались как производственной, так и социальной сферы. Было разрушено 27–30 тыс. предприятий; 1710 городов и 70 тыс. сёл и деревень. Уничтожена значительная часть жилого фонда. По официальным данным, Советский Союз потерял около трети своего национального богатства.
В партийно-правительственных верхах страны рассматривались два основных варианта экономической политики в послевоенный период. Один вариант учитывал накопившуюся в народе усталость и предполагал смягчение жесткой экономической мобилизации и усиление социальной ориентации экономики. Другой вариант предусматривал возвращение к модели 1930-х годов. Первый вариант поддерживали секретарь ЦК Андрей Жданов, председатель Госплана Николай Вознесенский, председатель Совмина РСФСР Михаил Родионов. Сторонниками возврата к старой модели были член Политбюро ЦК ВКП(б) Лаврентий Берия и секретарь ЦК Георгий Маленков, которых поддерживали руководители тяжелой промышленности.
Победил второй вариант. Этому способствовало официальное заявление президента США Гарри Трумана о том, что Америка рассматривает Советский Союз в качестве своего геополитического противника. Также сыграли свою роль такие причины, как плохой урожай и голод 1946 года, а также смерть в 1948 году Андрея Жданова. Одним из важных характеристик второго варианта было ускоренное развитие отраслей группы «А» (производство средств производства) по сравнению с отраслями группы «Б» (производство потребительских товаров).
В 1946 году был запущен четвертый пятилетний план развития народного хозяйства, который называли «восстановительным». Основная хозяйственно-политическая задача пятилетки была сформулирована И. В. Сталиным 9 февраля 1946 года: «Восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в более или менее значительных размерах». 18 марта 1946 года Верховный Совет СССР принял Закон о четвёртом пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства страны.
Предстояло максимально мобилизовать трудовой потенциал страны. С одной стороны, этот потенциал был существенно ослаблен войной: количество погибших (как военных, так и гражданских лиц) составило 27,5 млн человек. С другой стороны, эти потери были частично (не полностью) компенсированы за счет демобилизации военнослужащих и возвращения наших сограждан из немецкого плена. Также использовался труд заключенных ГУЛАГа, которыми в послевоенный период были не столько советские граждане, сколько военнопленные немцы, венгры, румыны, японцы и др.
Некоторой (не очень значительной) компенсацией наших потерь стали уплаты репараций Германией и ее союзниками. Но в денежной форме репарации были незначительны, т.к. немецкая экономика сама пребыла в разрухе. Большую роль играли «натуральные» репарации: мы вывозили из своей зоны оккупации станки, машины, оборудование и целые заводы, другие материальные ценности. (Подробнее см.: Катасонов В. Россия в мире репараций (М.: Кислород, 2015).
Средства на восстановление экономики шли преимущественно из внутренних источников. Важную роль в пополнении государственного бюджета сыграли займы у населения.
В 1946 г. были выпущены облигации государственного займа на восстановление и развитие народного хозяйства, в 1947–1948 гг. состоялись ещё два их выпуска. Подписка на займы формально была добровольной, но в тоже время активное участие в этом финансовом мероприятии было показателем лояльности режиму. Поэтому нередкими были случаи, когда целые коллективы покупали облигации государственного займа на сумму месячного заработка. В итоге были мобилизованы значительные средства: в 1946 г. займы составили 24,7 млрд руб. (7,6 % доходов государственного бюджета, а в 1950 г. — 31,0 млрд руб. (7,3%)
Слабым местом послевоенной экономики Советского Союза было сельское хозяйство. Падение аграрного производства за годы войны было значительно большим, чем промышленного. В деревне в конце войны оставались лишь старики, дети и женщины. Большее количество скота за годы войны было пущено под нож. К тому же в 1946–1948 гг. имели место масштабные природные катаклизмы (засуха, наводнение), что привело к возникновению в некоторых районах страны голода.
Отчасти проблемы в сельском хозяйстве были обусловлены не природными факторами, а ошибками в экономической политике. В силу чрезмерного приоритета, отдаваемого развитию промышленности (особенно тяжелой), имело место бюджетное недофинансирование сельского хозяйства. Закупочные цены на зерно и другую продукцию аграрного сектора не покрывали порой и половины издержек на их производство.
Складывалась парадоксальная ситуация для колхозов и совхозов: чем больше они наращивали производство, тем больше у них образовывалось убытков. Позитивные тенденции в сельском хозяйстве обозначились лишь в самом конце четвертой пятилетки, когда стали вноситься коррективы в аграрную политику государства. Посевные площади составили 97% довоенного уровня. Заготовки зерна в 1950 г. выросли с 32,3 млн тонн против 36,4 млн в 1940 г. В целом довоенный уровень не был достигнут: объем сельскохозяйственного производства в 1950 году составил лишь 97% уровня 1940 года.
Что касается промышленности, то, по тогдашним официальным данным, в первый год четвертой пятилетки (1946) объем промышленного производства составил 77% по отношению к довоенному (1940 года) уровню. Довоенный уровень производства был достигнут уже в 1948 году.
В последние два года пятилетки был небывалый рывок; в 1950 году довоенный уровень промышленного производства был превышен в 1,7 раза. За годы четвертой пятилетки было восстановлено и вновь построено 6,2 тыс. промышленных предприятий. Численность рабочих и служащих увеличилась до 40,4 млн. человек.
Группа промышленных отраслей «А» действительно развивались с большим опережением по сравнению с промышленными отраслями группы «Б». В частности, в 1946-1950 гг. из общего объема капиталовложений в промышленность на тяжелую пришлось 88%, а на легкую – лишь 12%. В общем объеме промышленного производства на группу «Б» пришлось лишь 30%. По легкой и пищевой промышленности выйти на уровень 1940 года не удалось.
Национальный доход за годы четвертой пятилетки вырос на 64%. Экономист Г. И. Ханин в своих исследованиях пришёл к следующему выводу: «В последние годы четвертой пятилетки советская экономика твердо встала на путь интенсивного развития».
Если в целом по промышленности довоенный уровень был достигнут в 1948 году, то по всей экономике такое восстановление произошло в 1950-51 гг.
В годы четвертой пятилетки для населения особенно значимым событием стала денежная реформа в декабре 1947 года. Официально было заявлено, что суть денежной реформы заключалась в деноминации – замене денежных знаков старого образца на знаки нового образца в пропорции десять рублей к одному. Однако отчасти это была и конфискационная реформа.
Наличные деньги менялись из расчёта один новый рубль за десять старых. Банковские вклады свыше 10 тыс. рублей обменивались с понижающим коэффициентом 0,5. Облигации государственного займа также обменивались с понижающими коэффициентами (в зависимости от года выпуска). При этом сроки возврата государством долга своим гражданам увеличивались до 10 или 20 лет.
Обмен денег проводился в течение недели (две недели для районов Крайнего Севера). Кто-то не рискнул предъявлять слишком большие суммы к обмену, а кто-то просто не успел провести обмен. В результате значительная часть избыточной денежной массы, которая возникла в результате необеспеченной эмиссии в годы войны, была ликвидирована (к обмену не было предъявлено около 25 млрд рублей). Считается, что были обнулены денежные накопления, которые были получены в результате спекулятивной торговли во время войны. В общей сложности денежная масса в стране была сокращена более чем в три раза.
Одновременно с денежной реформой была отменена карточная система. Кстати, в некоторых странах Запада она также вводилась в годы войны. Но отменена была позднее. Например, в Англии – в 1953 году. Также были снижены коммерческие цены (на товары, которые не распределялись нормировано). С 16 декабря 1947 г. в СССР вводились единые государственные розничные цены на промтовары и продовольственные продукты.
В начале 1948 года было проведено снижение цен на широкий ассортимент товаров массового спроса. Затем такие снижения проводились ежегодно вплоть до 1954 года (всего шесть снижений). Реальные доходы населения росли как в результате повышения заработных плат, так и снижения розничных цен на потребительские товары.
Возможности повышения реальных доходов населения были сильно ограничены в связи с тем, что после некоторого снижения оборонных расходов сразу же после окончания войны в конце 1940-х годов пришлось опять начать их наращивание. Советская разведка докладывала руководству страны о том, что США, вчерашний союзник по войне, готовит удары по СССР. Американцы имели перед нами такую козырную карту, как ядерное оружие. А у нас такого оружия еще не было.
Советское руководство бросило большие ресурсы на то, чтобы создать атомную бомбу и добиться ядерного паритета с США. С 1945 года (с того момента, когда американцы сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки), в СССР были приняты решение о запуске атомного проекта. На начальном этапе атомного проекта (1945–1952 годы) капитальные вложения в объекты ядерного оружейного комплекса составили 23,9 млрд рублей. Капвложения в комбинат № 817 (первый советский плутониевый комбинат, ныне ПО «Маяк») к середине 1953 года составили 4,6 млрд рублей.
Для справки: в начале 1950-х годов государственный бюджет СССР составлял примерно 45 млрд руб. (как по доходам, так и расходам).
Гигантские затраты на атомный проект окупились. В августе 1949 года было проведено испытание первой советской атомной бомбы на семипалатинском полигоне. А спустя четыре года, в августе 1953 года в СССР была испытана первая водородная бомба. Между прочим, у американцев такой бомбы еще не было. Фактически с этого момента был достигнут ядерный паритет СССР и США. Что дало возможность Советскому Союзу несколько снизить мобилизационное напряжение своей экономики.
Еще не закончилась четвертая пятилетка, а уже началась подготовка пятого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР (1951—1955). В его разработке активное участие принимал И.В. Сталин. За первую половину 1950-х годов национальный доход СССР вырос на 71 %, объём промышленной продукции — на 85 %, продукции сельского хозяйства — на 21 %, объём капитальных вложений - почти вдвое.
В настоящее время важнейшим макроэкономическим показателем является валовой внутренний продут (ВВП). Это показатель, который стал универсальным во всем мире в конце прошлого столетия. В послевоенные годы не только в СССР, но и в других странах показателя ВВП не было (наиболее важным макроэкономическим показателем считался национальный доход). Историки и экономисты пытаются описывать экономики прошлого с помощью оценочных величин нынешнего показателя ВВП. Так вот, в 1946-1950 гг. среднегодовые темпы прироста ВВП в СССР составляли 14%, а в 1951-1955 гг. - 11%. (И. И. Пичурин. Причины кризиса социалистической экономики СССР в 1989–1991 годах // ЭКОНОМИКА РЕГИОНА №1/2012).
Иногда в исторической и экономической литературе утверждается, что высокие темпы экономического роста в СССР достигались за счет экстенсивного вовлечения в производство таких ресурсов, как рабочая сила, природные ресурсы (минеральные, лесные, земельные), производственные мощности (восстановление фабрик и заводов, получение из Германии машин и оборудования) и проч. Нет, главную роль играли интенсивные факторы, прежде всего производительность труда. По данным советской статистики, за годы четвертой пятилетки производительность труда выросла на 27%; за годы пятой пятилетки – на 48%. (Подробнее см.: Катасонов В. Экономика Сталина. – М.: Тион, 2023).
Высокие темпы развития советской экономики, измерявшиеся двузначными числами, контрастируют с вялыми темпами большинства стран Запада в первое послевоенное десятилетие.
Так, в США в первое послевоенное десятилетие были годы, когда реальный ВВП даже падал. После окончания Второй мировой войны в 1946 году ВВП США обвалился на 11,6%. Падения ВВП были также зафиксированы в 1947 году – на 1,1% и в 1949 г. – на 0,6%. Война в Корее дала новый импульс американской экономике. В 1950 году прирост ВВП США составил 8,7%; в 1951 году – 8,0%. Этот экономический рывок США выдохся уже в 1954 году, когда ВВП упал на 0,6%.
По оценкам нашего экономиста Г.И. Ханина, за 1951-1955 гг. прирост ВВП СССР составил 62% против прироста ВВП США, равного 24%. А вот приросты ВВП за первую половину 1950-х годов по другим ведущим капиталистическим странам (%): Великобритания – 15; Франция – 24; ФРГ – 54; Япония – 43.
Очевидно, что в первое послевоенное десятилетие экономическое отставание Советского Союза от своего геополитического и военного противника - США - сокращалось. А по отношению к другим ведущих странам Запада наше экономическое опережение нарастало.