Войти в почту

Силуанов назвал растущий долг одним из главных рисков для мировой экономики

Ситуация вокруг мирового госдолга становится всё менее устойчивой и представляет угрозу для международной экономики, заявил министр финансов России Антон Силуанов. По его словам, многие государства продолжают наращивать объём заимствований, но игнорируют связанные с этим проблемы, поскольку не готовы принимать ответственные решения. На сегодняшний день задолженность всех правительств мира уже составляет почти $92 трлн, что сопоставимо с объёмом всего глобального ВВП. Как отмечают эксперты, рост показателя заметно ускорился в период пандемии, когда многим странам пришлось резко увеличить расходы на поддержку населения и бизнеса. При этом всё более обременительным для государств становится обслуживание собственных долгов, подчёркивают аналитики.

Наблюдаемое в последнее время усиление долговой нагрузки в целом ряде государств представляет всё более серьёзную угрозу для мировой экономики. Об этом в пятницу, 11 октября, заявил глава Минфина России Антон Силуанов на встрече министров финансов и управляющих центральными банками БРИКС.

«Связанные с долговой устойчивостью проблемы обострились и снова выходят на первый план. Игнорирование проблем растущего долга во многих странах, прежде всего в развитых, отсутствие стратегии консолидации и неготовность к принятию ответственных решений по этим направлениям усиливают финансовые риски в мире», — отметил Силуанов.

По данным американского Института международных финансов (IIF), за последние пять лет размер мирового госдолга увеличился почти на треть и к середине 2024 года приблизился к $92 трлн (около 98% глобального ВВП). Более того, согласно прогнозу организации, уже к 2030-му сумма вырастет до $145 трлн, а к 2050-му превысит $440 трлн.

«Вызывает серьёзную озабоченность явное отсутствие политической воли для решения проблемы растущего уровня суверенного долга в странах как со зрелой рыночной экономикой, так и с формирующейся... Многие правительства уже выделяют всё большую долю своих доходов на процентные расходы, которые зачастую намного превосходят их затраты на образование и социальное обеспечение, и нет никаких признаков, что в ближайшем будущем эта тенденция изменится», — отметили в IIF.

Пандемийный скачок

Поясним: госдолг представляет собой общую задолженность правительства страны перед кредиторами. Власти многих государств занимают деньги для финансирования тех трат, которые уже невозможно покрыть с помощью доходов бюджета.

По данным портала Usdebtclock.org, на сегодняшний день в число крупнейших заёмщиков мира входят США ($35,7 трлн), Китай ($14,7 трлн), Япония ($13,7 трлн), Великобритания и Франция (по $3,8 трлн). При этом в ряде государств задолженность правительства превышает размер национальной экономики. Речь идёт, например, о Японии (её госдолг составляет 229% ВВП), Греции (190%), Сингапуре (174%), об Италии (140%) и о Соединённых Штатах (119%), следует из оценки IIF.

«Исторически рост долга наблюдался в посткризисные периоды. Государства для восстановления своих национальных экономик стараются стимулировать их, чтобы вернуться на траекторию сбалансированного роста. Последний скачок мирового долга случился после пандемии COVID-19», — рассказал RT аналитик «Цифра брокер» Кирилл Климентьев.

Напомним, в период пандемии коронавируса государства начали массово закрывать границы и вводить строгие карантинные ограничения. Это, в свою очередь, привело к перебоям в поставках ряда товаров, приостановке работы многих производств и волне увольнений по всему миру. В конечном итоге глобальная экономика столкнулась с одним из крупнейших обвалов за всю историю.

Так, по данным Международного валютного фонда, в 2020 году объём глобального ВВП снизился сразу на 2,7%. При этом если в развивающихся странах показатель просел в среднем на 1,8%, то в развитых спад составил 3,9%.

Для выхода из кризиса во многих странах были приняты масштабные меры поддержки населения и бизнеса, что обернулось раздуванием бюджетных дефицитов и, как следствие, увеличением заимствований. Одновременно власти целого ряда государств начали активно печатать деньги и накачивать ими собственные экономики для стимулирования их роста. Это, в свою очередь, вместе с перебоями в торговых цепочках стало разгонять инфляцию.

Ситуация усугубилась в 2022 году, когда после введения Западом беспрецедентных санкций в отношении России на глобальном рынке заметно подорожали энергоресурсы. Тогда в попытке обуздать повышение цен центробанкам многих стран, прежде всего развитых, впервые за долгое время пришлось поднимать процентные ставки.

«Действительно, пандемия потребовала огромных финансовых вливаний на поддержание экономик. Однако высокая инфляция и рост процентных ставок усложнили обслуживание уже накопленных долгов, особенно в США», — отметил в беседе с RT главный аналитик Neomarkets Олег Калманович.

Согласно последним оценкам американского Минфина, за 11 месяцев 2024 финансового года (завершился 30 сентября) Вашингтон потратил на выплату процентов по своим обязательствам $843 млрд. Это больше, чем Соединённые Штаты выделили, например, на здравоохранение ($824 млрд), оборону ($798 млрд) или образование ($285 млрд).

«Политика стран, которые эмитируют так называемые резервные валюты, в том числе доллар, вызывает у нас много вопросов. У них растут дефициты бюджетов, увеличивается госдолг. У США, например, он уже составляет около 120% от ВВП. Всё это делается без каких-либо ограничений... Какая судьба их ждёт дальше? Идёт эмиссия, растут дефициты бюджета. Вся эта неустойчивость и отсутствие какой-либо внятной перспективы — вот что нас сегодня беспокоит», — заявил Антон Силуанов в интервью RT.

По словам Олега Калмановича, увеличение долга влечёт за собой повышение финансовых рисков, таких как потенциальный рост инфляции и нестабильность на фондовых рынках. Также крупные процентные платежи по долгу ограничивают возможности стран инвестировать в инфраструктуру и социальные программы, что может замедлить экономический рост, добавил эксперт.

Более того, в перспективе стремительный рост долговой нагрузки в целом ряде государств может обернуться новым глобальным кризисом. Такую точку зрения в разговоре с RT выразил руководитель департамента продаж и клиентской поддержки «Альфа-Форекс» Александр Шнейдерман.

«Относительная безнаказанность за растущий госдолг — наследие Бреттон-Вудской системы, по которой мир договорился об универсальности американского доллара как главной международной валюты. Слишком много сегодня завязано на долларе... И хотя хрупкий баланс пока сохраняется, нет никаких гарантий, что не повторится сценарий 2008 года», — отметил собеседник RT.

Без лишних рисков

Отметим, что государственный долг России по состоянию на конец июня 2024-го составлял около $447 млрд. Для сравнения: два года назад эта сумма превышала $543 млрд, свидетельствуют материалы Института международных финансов.

Более того, отношение задолженности правительства РФ к размеру экономики страны эксперты IIF оценивают примерно в 21%. Это сегодня самый низкий показатель среди всех государств в рейтинге организации.

Российские власти между тем придерживаются ещё более скромных оценок. Так, по данным Минфина, в 2023-м госдолг страны составил лишь 15% ВВП. Причём в перспективе ближайших трёх лет показатель увеличится только до 18% и «сохранится на экономически безопасном уровне — ниже 20% ВВП», прогнозируют в ведомстве.

«Российский госдолг находится на таком низком уровне благодаря тому, что в период высоких цен на нефть в 2013—2015 годах государство получило рекордный объём нефтегазовых доходов, погасило основную часть своих внешних обязательств и с тех пор сильно не наращивало долговую нагрузку. Это делает нашу страну менее зависимой от мировых кризисов и общей нестабильности», — заключил Кирилл Климентьев.