Кадры решили – всё! Маркетплейсы воют, а рекордная безработица перестала быть предметом гордости
Россияне не пошли работать в ЖКХ и на стройки. Безработицы в стране практически нет, она остается на уровне 2, 6%. То есть людей не хватает.
В этой связи с самых разных уровней раздаются голоса об отказе от нынешней миграционной политики.
После отъезда мигрантов о кадровом голоде действительно заговорили уже в полный голос. Из России с начала 2024 года выслали более 30 тыс. иностранцев. Это почти вдвое больше, чем в прошлом году, отметила представитель МВД Ирина Волк. 100 тысячам иностранцев запрещен въезд в Россию – на 55% больше, чем год назад.
Москвичи почувствовали отток мигрантов по проблемам с доставкой покупок, к которой так привыкли жители столицы.
«Детали на машину, купленные на специализированном сайте, мне доставляли со склада в Москве больше недели, тогда как раньше заказ приходил максимум за три дня», – жалуется москвич, ожидающий ремонта автомобиля.
Другие рассказывают, что покупку с Авито везли в ПВЗ Яндекс.Маркета из другого района Москвы 10 дней . «Обычно за этот срок с Дальнего Востока посылки по почте приходили», – возмущается москвичка в пункте самовывоза. Лично я столкнулась с тем, что курьерскую доставку подарка, купленного на Яндекс.Маркете, переносили несколько раз и доставили в итоге за пять дней, хотя изначально обещали за сутки.
В соцсетях в октябре много жалоб на перенос курьерских доставок покупок с Озона и Wildberries. Дело в нехватке курьеров. И это при том, что зарплата курьера сейчас значительно превышает 100 000 рублей в месяц.
«При этом мигранты сегодня единственный резерв, за счет которого можно пополнить численность российской рабочей силы, других уже просто нет по демографическим причинам, говорит член-корреспондент РАН, замглавы Центра трудовых исследований ВШЭ Ростислав Капелюшников.
В розничной торговле не хватает более 1 млн сотрудников. Дефицит кадров привел к тому, что некоторые торговые точки и пункты выдачи заказов (ПВЗ) вынужденно закрываются. Ретейл – наиболее пострадавшая от дефицита отрасль, люди уходят в логистику и промышленность.
Торговые сети повышают зарплаты на 25% в год, но это не решает проблемы: в мае 2024 года соотношение активных резюме на одну вакансию в ретейле упало до исторического минимума – 1,1. При этом спрос на персонал в отрасли ежегодно увеличивается на треть.
Проблемы признают владельцы и менеджеры ПВЗ. «Никто не хочет работать, – сетует совладелец компании, которая владеет несколькими сотнями действующих ПВЗ разных российских маркетплейсов, Павел Чатулов. – Нам приходится временно закрывать пункты. Зарплаты повышаем, но людей все равно нет. Еще год назад платил 1800-2000 рублей за 12-часовую смену, сейчас больше 3000 рублей предлагаю, но желающих нет. А это не просто убытки из-за падения оборота пункта, это штрафы от маркетплейсов. ПВЗ закрыт – клиенты жалуются. За жалобу на закрытие Ozon штрафует его владельца на 5000 рублей в день. Wildberries берет 4000 рублей за закрытый на час ПВЗ».
Проблема дефицита кадров различной квалификации существует не первый год, но сейчас она резко обострилась. Обеспеченность российских компаний кадрами в II квартале 2024-го снизилась до исторического минимума (минус 30,8 пункта), говорится в опубликованном «Мониторинге предприятий» Банка России.
Так что делать, чтобы восстановить кадровый баланс в российской экономике? С таким вопросом мы обратились к доктору экономических наук, проректору Финансового университета при правительстве РФ Александру Сафонову.
– Пик притока мигрантов в Россию пришелся на 2018 год. Сейчас идет откат в обратную сторону. Но от фактов не уйти: на стройках работали до 80% мигрантов, в системе ЖКХ – до 60-70%. Россияне на эти места не пришли. Можно долго обсуждать почему, но факт остается фактом. Сейчас на всех уровнях уже, кажется, стало понятно, что мигрантов надо возвращать. Но – на других условиях.
«СП»: О каких новых условиях идет речь и что надо изменить в работе с мигрантами?
– Прежде всего надо перестать раскачивать нашу национальную повестку и пугать мигрантов тем, что их пошлют воевать на СВО. Кстати, по большей части такими вбросами занимались, как выяснилось, украинцы. Ужесточение требований к мигрантам тоже шло без разбора. Если разбираться, мигрантов зачастую попросту обирали. Заплатить за билет в Россию – 20 тысяч. За получение разного рода справок, в том числе медицинских, – тоже 20 тысяч. Потом надо заплатить за экзамен на знание русского языка.
Хотя, с другой стороны, если вдуматься, зачем сдавать русский язык тому, кто приехал класть плитку или собирать картошку на сезонных работах? Патент в Москве стоит 8 200 рублей. И это еще без гарантированной работы. А еще необходима регистрация.
Жилищные условия, которые работодатели предоставляют на тех же стройках – это отдельная тема. Так жить нельзя.
«СП»: То есть на мигрантах пышным цветом расцвели криминальный бизнес и вымогательство?
– Да, к сожалению, мы сделали все, чтобы правоохранительные органы попросту «доили» мигрантов, при этом не давая никаких гарантий. Сейчас вот Минтруд подготовил специальный документ – закон о целевом наборе.
Работодателей обяжут заключить соглашение с оператором. К работе мигрантов можно будет привлекать с 18 лет при наличии разрешения на работу. Срок разрешений на работу, которые будут выдавать при заключении трудового договора, ограничат 2 годами.
«СП»: Но ведь есть еще и квоты, по которым приезжают мигранты. То есть к конкретному работодателю, на конкретный срок. Это работает?
– Дело в том, что все это касается исключительно крупного бизнеса. Строительства, например. А как быть с малым бизнесом, где работа порой сезонная? Кто и куда должен посылать запрос? В любом случае с работодателей надо начинать спрашивать более жестко: кого из мигрантов и куда, на какой срок они приглашают, какого рода договора заключают и какие гарантии предоставляют.
А пока – на мигрантах зарабатывают все, кто могут, и они, судя по всему, начинают выбирать другие страны. Приведу всего один пример. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев и канцлер Германии Олаф Шольц подписали 15 сентября миграционное соглашение. Этот документ о миграции призван упростить процедуру въезда квалифицированных работников в Германию, особенно в области здравоохранения, – резюмировал Александр Сафонов.
Наша справка
В ОАЭ приезжих – 88% от числа жителей страны. Далее с небольшим отрывом следуют Кувейт, Катар, Бахрейн и Оман. Причем в Катаре – экстремальный демографический перекос за счет иностранных рабочих: 75% населения страны – мужчины. Между Оманом и Саудовской Аравией идет Сингапур с долей мигрантов 43%. Седьмое место у Саудовской Аравии – 39% населения – иммигранты.
Среди англосаксонских государств лидеры по количеству иммигрантов Австралия – 30% населения, Новая Зеландия – 29%, Канада – 21%, Ирландия – 18%. Эти страны исторически привлекали много мигрантов.
Новости, мнения, комментарии о мигрантах и миграции читайте в теме "Свободной Прессы".