Кадровый голод удовлетворят планово
Правительство утвердило методику формирования пятилетнего прогноза потребности российской экономики в квалифицированных специалистах. В нем предполагается учитывать изменения в демографии и производительности труда, стратегии развития промышленности, результатах опроса работодателей. Цифровые платформы по поиску работы и персонала также могут стать источником данных о спросе и предложении на рынке труда.
План по обучению профессиям появится к концу года
Одним из первых мероприятий нового национального проекта «Кадры» стала подготовленная Минтрудом методика, с помощью которой будет формироваться пятилетний прогноз потребности различных отраслей экономики в специалистах. На основе ее данных власти планируют рассчитывать параметры подготовки кадров со средним и высшим профессиональным образованием.
Нацпроект «Кадры» призван объединить усилия государства, бизнеса и образовательной сферы, выстроить систему профессиональной подготовки — от профориентации в школе до переобучения на протяжении всего профессионального пути, отметил председатель Правительства Михаил Мишустин на оперативном совещании с вице-премьерами 7 октября. Сообщение об этом приводится на сайте Правительства. «Для этого, конечно, необходимо учитывать потребности предприятий, статистические, демографические и другие данные. На их базе должен быть сформирован обоснованный прогноз спроса на трудовые ресурсы на пятилетний период — как в масштабе государства в целом, так и в разрезе каждого региона и сферы деятельности», — сказал он.
Показатели потребности в кадрах, по словам заместителя председателя Правительства Татьяны Голиковой, ежегодно будут актуализироваться с использованием скорректированных данных. «Подобного рода прогноз не имеет аналогов в российской практике. Результатом этого прогноза станет понимание, сколько специалистов какой профессии потребуется в том или ином регионе через год, три, пять и так далее», — рассказала она на совещании.
Прогноз будет представлен Правительству в конце 2024 года, сообщила Голикова. «Он одновременно будет основой для формирования контрольных цифр приема для наших средних специальных учебных заведений, высших учебных заведений, а также переподготовки кадров по самым различным направлениям, включая отрасли оборонно-промышленного комплекса», — подчеркнула она. По информации вице-премьера, в этом году проведен всероссийский опрос среди более чем 260 тыс. работодателей, а также среди 260 экспертов по перспективным направлениям. Их данные позволили определить, какие профессии будут перспективны не только сейчас, но и в будущем.
Онлайн-платформы готовы поделиться
Эксперты, опрошенные «Парламентской газетой», отметили, что дефицит кадров усиливается и будет сохраняться в долгосрочной перспективе. «Поэтому новые инструменты, которые помогут объективно оценивать рынок труда и корректировать стратегию бизнеса в найме, как никогда актуальны» — отметил в беседе с нашим изданием заместитель генерального директора сервиса «Работа.ру» Александр Ветерков. По его словам, на данный момент большинство компаний расширяют ресурсы по удержанию персонала, а также автоматизируют процессы для роста производственной эффективности.
Данные крупнейших онлайн-платформ могут стать еще одним источником для формирования пятилетнего прогноза о кадровых ресурсах, убежден управляющий директор по взаимодействию с госорганами сервиса HeadHunter Виталий Терентьев. «Крупнейшие платформы по поиску работы и персонала не только имеют накопленные большие данные о спросе и предложении за несколько десятилетий, но и, как в случае с hh.ru, проводят ежегодные опросы на тему потребности в кадрах и оценки ожиданий, настроений в среднесрочной перспективе среди компаний крупного и малого бизнеса», — рассказал он изданию.
Еще одним ресурсом обогащения методики, по мнению Терентьева, смогут выступать крупные профессиональные объединения и ассоциации, агрегирующие данные по целым отраслям экономики — от промышленности до ИТ.
Искать работу стало сложнее
В настоящее время, по данным hh.ru, около 20 профессий в России настолько дефицитны, что конкурс на каждую вакансию составляет менее двух человек на место. Иными словами — работодатели готовы принять любого, кто прислал резюме. Наиболее острую нехватку специалистов испытывают ЖКХ (дворники, сантехники, слесари), промышленные предприятия (токарь, фрезеровщик, шлифовщик), медицина (врачи, фармацевты-провизоры), пищевая промышленность и общественное питание (повар, пекарь, кондитер), торговля (продавцы, администраторы, мерчендайзеры).
При этом 46% опрошенных платформой соискателей считают, что за последние 10 лет искать работу стало сложнее. Особенно остро ощутили это представители юридической и банковской сфер (по 61% опрошенных, соответственно). При этом именно юристы оказались наименее склонны к мыслям о смене сферы деятельности.
Наиболее обеспокоены возможностью скорого исчезновения своей профессии сотрудники автомобильного бизнеса, банковской сферы и бухгалтеры. А 76% процентов тех, кто не решился сменить профессию, просто не смогли пройти переобучение.
По данным портала Работа@Mail.ru, в 2018 году топ-5 профессий в стране для специалистов с высшим образованием составляли специалисты информационных технологий, инженеры, маркетологи, сотрудники социальной сферы (школ, детских садов, медучреждений), переводчики.
Считать не мигрантов, а вакансии
Уникальную ситуацию на российском рынке труда отметил и председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов. «Я за многие годы впервые получаю письма от работодателей, которые просят оказать помощь в поиске и подборе персонала. Это говорит о большом кадровом дефиците», — рассказал он в беседе с «Парламентской газетой». Нилов убежден, что сегодня, как никогда, надо максимально использовать российские внутренние кадровые ресурсы, синхронизировать систему подготовки кадров, чтобы навыки тех, кто ищет работу, соответствовали потребностям работодателей. А также всерьез заняться профориентацией будущих специалистов.
Прогноз потребности отраслей российской экономики в кадрах, по мнению депутата, напрямую связан с вопросами привлечения мигрантов. «Некоторые губернаторы уже сейчас вводят ограничения, когда в тех или иных сферах запрещено работать мигрантам. Но в целом мы должны точно понимать, какому региону, в каком количестве, какие специалисты потребуются, должны быть универсальные подходы и максимально точный прогноз, так как это еще и вопрос национальной безопасности», — подчеркнул он.
Кто главный по кадрам
По мнению члена Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Вадима Деньгина, необходимо оперативно обучить работе с такими прогнозными данными сотрудников в каждом регионе страны, вплоть до муниципального уровня. «Тогда мы получим объективную картину ситуации, и каждый, кто отвечает за нацпроект «Кадры», будет нести полную ответственность за предоставленную информацию. Сегодня часто эту важнейшую работу руководители спускают в отдел кадров на рядового исполнителя, который в итоге и формирует запрос для рынка труда», — пояснил он «Парламентской газете».
В целом эффективность новой методики прогнозирования, по словам сенатора, в полной мере можно будет оценить только через несколько лет, когда появится возможность сопоставить текущие показатели с прогнозными. А вот реорганизовывать работу государственной службы занятости необходимо как можно быстрее. «Ее надо перенастроить в соответствии с современными вызовами, дать людям ощутить, что через эту структуру с кадрами работает государство. Пока зачастую соискатели туда просто не обращаются, ищут вакансии в интернете и доверяют онлайн-ресурсам больше, чем службе занятости», — сказал он.