Антон Алиханов: Разработан законопроект о минимальной доле российского вина
Необходимо использовать рыночные методы регулирования цен, а также своевременно проводить работу по отдельным группам товаров, чтобы не допустить резких скачков цен, как на яйца и курицу в прошлом году. Об этом, а также о российской полке в магазинах и развитии фармотрасли в интервью "РГ" на полях форума "Биопром" рассказал министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов.
Антон Андреевич, в прошлом году повышенный спрос на яйца и курицу привел к скачку цен на эти продукты. Есть ли опасность резкого скачка цен на какие-то продукты в этом году?
Антон Алиханов: Минпромторг постоянно осуществляет мониторинг ситуации с ценами и поставками основных видов продовольственных товаров. Периодически мы проводим совещания по этой теме совместно с Минсельхозом России, ФАС России, торговыми сетями и отраслевыми союзами производителей продовольственных товаров.
В постоянном режиме мы проводим работу с торговыми сетями и производителями продовольственных товаров по переходу от практики закупок на тендерах к прямым долгосрочным контрактам поставок. Такая смена парадигмы позволит снизить волатильность цен на сезонные товары. При этом речи об отказе от тендеров не идет. Они должны быть дополнительным инструментом быстрого пополнения товарных запасов в периоды резкого повышения потребительского спроса.
Минпромторг постоянно следит за ситуацией с ценами и поставками продовольственных товаров. Фото: РИА Новости
Ретейл многократно обвиняли в высоких наценках на социально значимые продукты. Какова сейчас средняя торговая наценка на базовые продукты? Как вы относитесь к инициативе закрепить законодательно устанавливать наценку на такие товары в 5%?
Антон Алиханов: Что касается стабилизации цен, то, конечно, необходимо использовать рыночные методы регулирования цен, а также своевременно проводить работу по отдельным группам товаров с применением механизмов для балансировки продовольственных рынков. Здесь я говорю о донастройке таможенно-тарифной политики, предоставлении мер господдержки производителям сельскохозяйственной продукции и продуктов питания.
В целом предприятия розничной торговли транслируют на полку ценовую динамику производителей и поставщиков. При этом организации торговли крайне не заинтересованы в повышении цен, поскольку низкие цены являются их конкурентным преимуществом.
Сейчас во всех организациях торговли средняя наценка на все товары для обеспечения рентабельности находится на уровне 25-30%
Сейчас во всех организациях торговли средняя наценка на все товары для обеспечения рентабельности традиционно находится на уровне 25-30%. Что касается соцзначимых продовольственных товаров, то по всем торговым форматам, по данным Росстата, наценка составляет около 15-17%. Если же говорить о крупных торговых сетях, то, по их данным, средняя наценка на социально значимые продовольственные товары первой цены составляет 5-5,5%, а по некоторым позициям нулевая или отрицательная.
Что сейчас происходит с законопроектом о "российской полке"? Коснется ли это российского вина? Будет ли распространяться действие закона на маркетплейсы?
Антон Алиханов: Законопроект "О российской полке" сейчас находится на обсуждении. На первом этапе он будет касаться непродовольственных потребительских товаров.
Что касается маркетплейсов, то с их представителями обсуждается возможность наличия особых правил по продвижению российских товаров.
Сейчас готовится закон, по которому доля российского вина в меню ресторанов и кафе составит не менее 20%. Фото: Сергей Михеев
Также Минпромторг России разработал законопроект о минимальной доле российского вина. Законопроектом предполагается закрепление обязательной доли российского вина в винной карте (меню) объектов общественного питания, а также в ассортименте розничных торговых объектов на разумном уровне, равном 20% от общего числа вин. Сейчас законопроект подготавливается к прохождению общественного обсуждения.
Также правительством РФ внесены в Госдуму законопроекты, направленные на проведение эксперимента по дистанционной продаже отечественной винной продукции посредством "Почты России". Минпромторг такую инициативу поддержал. Сейчас они находятся на рассмотрении в Госдуме.
В нацпроект "Новые технологии сбережения здоровья" планируется включить пять федеральных проектов, и за минпромторгом закреплен "Промышленность для здравоохранения". Какие задачи стоят?
Антон Алиханов: Федеральный проект "Промышленность для здравоохранения" "продуктовый" и весьма конкретный. Он включает в себя задачи по выводу отечественных лекарств и медизделий на российский рынок, последовательное углубление их локализации и увеличение доли отечественной продукции по приоритетным направлениям, соответствующим в том числе наукоемким технологиям (это биотехнологии, радиофарма, бионические и нейротехнологии). Верхнеуровневая задача федпроекта звучит следующим образом: достижение к 2030 году не менее 90% локального производства лекарственных препаратов по номенклатуре ЖНВЛП и более 40% по линии медицинских изделий.
Зависимость от зарубежной сырьевой базы в производстве лекарств постепенно снижается. Фото: Сергей Куксин
Уверен, что поддержка со стороны государства и усилия наших производителей помогут достичь этих целей в полном объеме. Вместе с этим надо понимать, что реализация как федпроекта "Промышленность для здравоохранения", так и нацпроекта в целом взаимоувязана и идет параллельно с другими целями технологического лидерства. Мы учитываем это в нацпроекте "Новые материалы и химия" и закладываем при проработке нацпроекта "Биоэкономика". Вместе с коллегами мы будем координировать эту системную работу и таким образом закроем задачу по формированию консолидированного спроса в смежных отраслях промышленности в части сырья, материалов и комплектующих.
Какие меры реализует Минпромторг России для достижения суверенитета в фармацевтической и медицинской промышленности? И как проходит разделение задач для смежных отраслей?
Антон Алиханов: Создание отечественных лекарств по полному производственному циклу, а также разработка и углубление локализации востребованных медизделий невозможны без сырьевого обеспечения и технологической оснащенности на всех этапах жизненного цикла продукции - от производства сырья до готового продукта, дистрибуции, потребления и утилизации.
К 2030 году планируется достичь 90% локального производства жизненно важных лекарственных препаратов
Сегодня уже ведется работа по снижению зависимости от зарубежной сырьевой базы. Наши производители, фокусируясь на создании собственной продукции, стремятся к независимости в том числе в части критически значимого сырья, а мы в свою очередь стараемся создать для них такие возможности.
Для проработки имеющихся барьеров, в том числе в рамках реализации Стратегии "Фарма-2030", на базе подведомственного минпромторгу Института медицинских материалов в тесном контакте с отраслью идет анализ текущей обеспеченности и групповой потребности отраслей в сырье, материалах, комплектующих, а также формируется реестр используемого отраслями сырья. Систематизация получаемой от отрасли информации и выявление приоритетных видов продукции позволяют формировать консолидированную потребность, в т.ч. для дальнейшего направления смежным отраслям промышленности и содействия в организации производства в части критического сырья. Кроме того, это позволяет оказывать поддержку производителям в поиске поставщиков российского сырья, уже производимого другими отраслями промышленности; благодаря такой коммуникации производителей и поставщиков есть возможность и усовершенствовать характеристики сырья, чтобы оно максимально соответствовало целям применения в производстве лекарств и медизделий.
При активном межотраслевом взаимодействии ведутся и предусматриваются в ближайшей перспективе работы по актуализации Перечней критической промышленной продукции для импортозамещения и приоритизации государственной поддержки востребованных видов сырья. Актуализируется Перечень приоритетных проектов малотоннажной химии, ведутся активные работы в рамках федеральных проектов, входящих в национальный проект "Химия и новые материалы".
Например, в рамках федерального проекта "Развитие отрасли редких и редкоземельных металлов" предполагается создание горно-металлургических и обрабатывающих производств для производства востребованных в том числе для медицинской промышленности сырья, материалов и комплектующих: магнитов на основе редкоземельных металлов для аппаратов МРТ, титанового сырья для обеспечения производителей титановых имплантатов, циркониевого сырья - для дентальных имплантатов и др.
В рамках федерального проекта "Развитие производства химической продукции" прорабатывается интегрированная цепочка "Активные фармацевтические субстанции" для обеспечения фармацевтической отрасли сырьем для производства отечественных субстанций. Кроме того, минпромторг работает над формированием федерального проекта "Импортозамещение критической биотехнологической продукции", в который планируется включение критически значимых для фармацевтической и медицинской промышленности продуктовых направлений, например ферментов, гормонов, витаминов, антибиотиков.
Когда в России появятся свои действующие вещества для химических средств защиты растений, сырье для производства фармацевтических субстанций, другие производства мало- и среднетоннажной химии?
Антон Алиханов: Мы понимаем, что развитие отечественных действующих веществ для химических средств защиты растений, сырья для фармацевтических субстанций и других сегментов мало- и среднетоннажной химии является стратегически важной задачей для обеспечения продовольственной безопасности и независимости нашей страны. Мы активно прорабатываем создание условий для развития таких производств по всей цепочке - от базового сырья до конечных продуктов в рамках национального проекта по обеспечению технологического лидерства "Новые материалы и химия". В 2025-2030 гг. мы планируем предоставить около 400 млрд руб. на поддержку проектов через различные механизмы, включая гранты, субсидии и налоговые льготы. Это позволит привлечь как крупные компании, так и малые инновационные предприятия к разработке новых технологий и продуктов.
Восстановление целого сегмента промышленности может занять от трех до семи лет - в зависимости от сложности технологий и уровня инвестиций. Мы стремимся ускорить этот процесс путем создания кластеров и научно-исследовательских центров, которые будут способствовать обмену знаниями и ресурсами.
Однако не все такие продукты целесообразно с экономической точки зрения производить в России. Например, для некоторых высокоспециализированных веществ может потребоваться значительный объем инвестиций и технологий, которые именно на данный момент отсутствуют в стране. В таких случаях мы будем рассматривать варианты импортозамещения или сотрудничества с нашими иностранными партнерами. Уверен, что с поддержкой государства и активным участием бизнеса мы сможем развить отечественное производство в этой ключевой для нас области.
Сегодня среди технологических трендов особое место занимают промышленные биотехнологии. Насколько в нынешних непростых условиях жизнеспособны проекты по этому направлению?
Антон Алиханов: Конечно, проекты в области промышленных биотехнологий остаются жизнеспособными и перспективными. Эта сфера обладает огромным потенциалом для создания инновационных продуктов, повышения конкурентоспособности отечественной промышленности и решения задач устойчивого развития, что крайне важно в текущих условиях.
Минпромторг активно поддерживает проекты в области биотехнологий через различные механизмы - это в первую очередь механизм субсидирования затрат на НИОКР (с 2018 года в объеме порядка 4,5 млрд руб.), которые получили 30 проектов. Они будут использоваться в качестве пищевых ингредиентов, в кормовых добавках и одновременно как компоненты для парфюмерно-косметической отрасли, товаров бытовой химии, лекарственных препаратов и так далее. В ближайшие год-два данные проекты будут выходить на серию. Мы также реализуем программы по поддержке стартапов и малых инновационных предприятий - на выставке "Биопром" более 30 стартап-проектов получили возможность принять участие в выставке на льготных условиях. Это, конечно, только один из шагов по направлениям биотеха в рамках системной задачи развития биоэкономики, которую поставил президент. Добиться этой цели можно, только объединив усилия науки, государства и бизнеса, над чем мы сейчас и работаем.